Уроки керченской катастрофы

«Бастионы» из морских водорослей – лучшая защита берегов от разлившейся в море нефти.

Учёные Южного научного центра РАН проанализировали результаты полуторагодового мониторинга экологических последствий катастрофы, случившейся в ноябре 2007 года в Керченском проливе. Тогда из утонувших танкеров вылилось порядка 2 тысяч тонн нефтепродуктов.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Как сообщил председатель ЮНЦ РАН, академик Г.Г. Матишов, в зоне катастрофы работали поочередно десять экспедиций Южного научного центра РАН, которые исследовали ее экологические последствия, как в море, так и на побережье. По его словам, негативное воздействие аварии на промысловые запасы и численность рыб, не столь высоки, как это следует из оценок, распространенных СМИ. История добычи и перевозки нефти и газа показывает, что главными жертвами аварий танкеров становятся околоводные и водоплавающие птицы. Так было у берегов Испании и Аляски. Так произошло и в Керченском проливе.

В зимний период у берегов Черного моря скапливается порядка 300 тысяч птиц. В результате катастрофы в период с ноября 2007 г по март 2008 г. погибло почти 12 тыс. особей. Максимальная гибель птиц – 50 экземпляров на 100 метров – зафиксирована в эпицентре навала мазута на побережье. Поэтому, именно на птиц должна быть нацелена природоохранная политика в прибрежной зоне, считает академик. Заметим, что сбор и захоронение погибших птиц на Тамани ликвидаторам пришлось делать на свой страх и риск – их закапывали в карьерах около населенных пунктов.

Другое серьезное последствие аварии – загрязнение прибрежной зоны. Выброшенные морской волной во время штормов нефтепродукты оказались захороненными на песчаных пляжах на глубину до одного метра. Чтобы ликвидировать это загрязнение, необходимо было собрать тысячи тонн мазута, что можно было сделать с помощью специальной техники. А вот в очистке от мазута прибрежных скал надежда только на естественные процессы, человек здесь практически бессилен.

Оказалось, что наиболее эффективное средство борьбы с выбросами нефтепродуктов – «бастионы» из морских водорослей, сформировавшиеся вдоль некоторых берегов. Они, будучи идеальным сорбентом нефти, очень удобны для сбора и транспортировки мазута.

Академик Матишов отметил неразбериху и некомпетентность организаций, ответственных за нейтрализацию экологических последствий нефтяных разливов. Ущерб от всех сфер деятельности на море определяют рыбохозяйственные организации. Именно поэтому существующие методики оценки ущерба от аварии тенденциозны и «работают» на преувеличение потерь рыбных запасов.

От аварийных разливов нефти и газоконденсата никто не застрахован. Поэтому, как считает председатель ЮНЦ РАН, судоходные и нефтегазовые компании вместе с министерствами и ведомствами должны внедрять эффективные технологии очистки берегов от нефтепродуктов и сбора и утилизации погибших птиц. Развитие природохранных технологий тем более необходимо, учитывая, что государство ставит задачу интенсифицировать водные перевозки углеводородов, планирует построить еще одну транспортную артерию, соединяющую Каспийский и Черноморский бассейны. Наращивается вывоз нефти из Новороссийска. «При высокой экологической культуре общества можно активно добывать нефть и перевозить ее танкерами, но часть прибыли от этой деятельности необходимо вкладывать в товарное рыбоводство и природохранные технологии», - сказал академик Матишов.

Автор: Вероника Белоцерковская, ЮНЦ РАН


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее