Российская суперзвезда французского авиасалона

Российский SuperJet100 станет «суперзвездой» предстоящего авиасалона в Ле Бурже, который в этом году отмечает свой столетний юбилей.

Так считает управляющий директор парижского авиасалона Жиль Фурнье. По его словам, этот самолет – результат плодотворного сотрудничества российских и зарубежных авиапромышленников. По большинству летно-технических характеристик он превосходят идентичные модели, производимые в других странах. Внимание мировой авиационной общественности SuperJet100 привлек еще на авиасалоне Ле Бурже-2007 – тогда итальянская компания ItAly договорилась с ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» о приобретении десяти таких воздушных судов на сумму 283 млн. долларов. Это был первый случай в истории авиастроения России, когда иностранная авиакомпания заключила контракт на покупку гражданских самолетов российского производства.

От России помимо «Сухого» в 48-ом авиасалоне в Ле Бурже примут участие агентство «Роскосмос», компания «Авиаэкспорт», корпорация «Иркут», КУМЗ, «Российские вертолеты», государственная корпорация «Ростехнологии», «Объединенная авиационная корпорация» и другие российские компании. В частности, большие надежды специалисты связывают с двумя высокоскоростными вертолетами нового поколения – Ми-Х1 и Ка-92 авиахолдинга «Российские вертолеты». Предполагается, что оба летательных аппарата будут достигать скорости 450-500 км/час, что эквивалентно скорости регионального самолета, и помогут решить проблемы доступности северных регионов, а также обеспечить нефтяную отрасль России быстрым и надежным транспортом.

Свое начало Парижский авиасалон берет в 1909 году. С первой же попытки этот авиационный форум, организованный Андре Гране и Робертом Эснол-Пельтери, сумел собрать 380 участников и 100 тысяч гостей. Поначалу выставка была ежегодной, проводилась в Орли и демонстрировала только французские летательные аппараты, включая воздушные шары. Однако в 1924 году авиасалон стал проводиться раз в два года, принимая с той поры и иностранных участников. Дважды в связи с мировыми войнами в работе салона случались перерывы. После Второй мировой войны он возобновил свою деятельность в 1946 году, а в 1953 году переехал из Орли в Ле Бурже. В том же году на выставке прошли первые летные презентации.

В 60-х годах Парижский авиасалон приобрел статус не только старейшего, но и одного из самых престижных в мире. Перед глазами специалистов и гостей впервые предстали такие «легенды» мировой авиации, как «Конкорд» и «Боинг-747» (1969), первые европейские аэробусы Airbus (1973), истребитель «Мираж Ф1» (1977), космический шаттл «Энтерпрайз» «верхом» на «Боинге-747» (1983), Airbus А320 и истребитель Rafale (1987). В 1993 году из Ле Бурже и обратно через Окленд, поставив мировой рекорд дальности, совершает кругосветный перелет Airbus А340, а в 2005 году здесь появляется его более молодой «собрат» Airbus А380.

История советско-российских презентаций на Парижском авиасалоне знала триумфы и неудачи. Сенсационной новинкой 1965 года стал громадный АН-22 «Антей», который мог вместить 720 пассажиров или поднять 80 тонн груза. АН-225 «Мрия» предстал перед изумленными зрителями с масштабной моделью космического корабля «Буран» на «плечах». Истребители Су-25, Су-27, МиГ-29, боевые вертолеты Ми-28 «Ночной охотник» и Ка-50 (знаменитая «Черная акула», заставившая трепетать даже самых искушенных зрителей), силач Ми-26, зенитно-ракетные системы и комплексы «Фаворит», «Бук», «Тор», «Оса», «Тунгуска». Все они, без сомнения, оставили свои автографы в «книге славы» Ле Бурже.

Случались и трагические эпизоды, которые стали в своё время чувствительными ударами по престижу отечественного авиастроения. Так, 3 июня 1973 года во время показательных выступлений потерпел катастрофу авиалайнер «Ту-144». В результате погибли 6 членов экипажа и 7 горожан, 32 человека получили ранения, было разрушено 90 домов. СССР пришлось выплатить Франции компенсацию в размере 20 млн. франков. Трагедия в Ле Бурже предопределила судьбу самолета – вскоре его сняли с производства. Между тем, «Ту-144», первый в мире сверхзвуковой авиалайнер, развивал скорость до 2587 км/ч и был прямым конкурентом французского «Конкорда». На «Ту-144» было установлено 78 мировых рекордов и совершено 28 уникальных перелетов. Также на память приходят катастрофы российских истребителей. 8 июня 1989 года на Парижском авиасалоне, выполняя демонстрационные полеты, разбился МиГ-29, а 10 лет спустя, 12 июня 1999 года – Су-30МК. 22 июня 2007 года во время показательного выступления в Ле Бурже задымил двигатель еще одного МиГ-29, который был вынужден совершить аварийную посадку. Как сообщили на пресс-конференции в Москве организаторы юбилейного авиасалона, в этом году он пройдет с 15 по 21 июня. Ожидается, что в его работе авиасалона примут участие 2 тысячи компаний из разных стран мира, свыше 150 тысяч коммерческих партнеров из более чем 150 государств, 200 официальных делегаций, 140 самолетов, 200 тысяч гостей и 3,5 тысячи журналистов. Французское агентство по закупкам оборонной продукции DGA и Ассоциация аэрокосмической промышленности Франции GIFAS готовятся принять VIP-персон и почетных гостей из 60 стран: министров, начальников штабов ВВС, представителей гражданской авиации. Поскольку многие крупные компании в этом году значительно сократили свои выставочные площади, доля средних и малых предприятий, по прогнозам организаторов Ле Бурже-2009, в общем числе участников составит 75%. Отмечается возвращение на выставку бразильского национального павильона и расширенное представительство мексиканских компаний.

Подготовительные работы в Ле Бурже начались еще за полгода до открытия выставки. Повышенное внимание уделяется безопасности и удобству участников авиасалона. Так, во время работы выставки будут организованы вертолетные рейсы от аэропорта «Шарль де Голль» до Ле Бурже, что поможет зрителям и участникам избежать автомобильных пробок. Безопасность на авиасалоне будут поддерживать 2 тысячи человек, Защиту выставки с воздуха обеспечат ВВС Франции (будет создан так называемый «воздушный колпак»).

В рамках выставки будут отмечены 40-й юбилей первого полета «Конкорда», первой высадки человека на Луну. В честь столетия Парижского авиасалона в воздух над Ле Бурже поднимутся 30 исторических самолетов из разных стран мира, в том числе и советский АН-2.

Иллюстрации предоставлены устроителями авиасалона Ле Бурже.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Автор: Сергей Смирнов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее