Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Новый флот для исследования Арктики

Россия располагает необходимыми ресурсами для проведения научных исследований, призванных доказать ее право на арктический шельф.

Это заявил в Москве спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров на круглом столе, приуроченном к выходу в свет сборника "Ледовое побоище. Арктический шельф в мировой политике и экономике ХХI века".

"Мы располагаем ледоколом, который может пройти в любое время года в любую точку Арктики, мощным атомным подводным флотом, дрейфующей станцией "Северный полюс", очередная поездка на которую запланирована на будущую весну", - сказал исследователь-полярник. Он также сообщил, что на Шпицбергене планируется построить научный городок, который "укрепит присутствие России в Арктике".

Чилингаров убежден, что спорная территория, на которую, помимо России, претендуют еще четыре страны - США, Канада, Дания и Норвегия, останется за нашей страной. "Мы будем бороться до конца, мы просто не имеем права проиграть эту битву", - заявил он.

Между тем, Россия возобновляет строительство научно-исследовательского флота для освоения Арктики и Антарктики, исследований в акваториях Мирового океана. Об этом заявил в Петербурге руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу и охране окружающей среды (Росгидромет) Александр Бедрицкий на церемонии заключения государственного контракта на строительство нового научно-экспедиционного судна для Российской антарктической экспедиции. Документ был подписан руководителями Росгидромета и компании "Адмиралтейские верфи". Проект нового судна для Антарктиды разрабатывается в кооперации с учеными ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова и конструкторами КБ "Балтсудопроект".

Научно-экспедиционное судно, у которого пока нет названия, согласно проекту, будет иметь длину 133 метра, его ширина - 23 м, осадка - 8,5 м. Общая мощность энергоустановки - 16 мегаватт, дальность плавания 15 тысяч миль. При этом в открытой воде скорость хода составит 16 узлов, лед толщиной более одного метра дизель-электроход преодолеет со скоростью двух узлов, на его палубе предусмотрены площадки для двух вертолетов ледовой разведки. Для проведения оперативной обработки результатов океанологических исследований, зондирования атмосферы, других натурных экспериментов на судне оборудуют восемь современных лабораторий, сообщил главный инженер ААНИИ Аркадий Сошников. В первый рейс к берегам шестого континента новое судно должно выйти осенью 2011 года.

У Российских антарктической и высокоширотной арктической экспедиции операционные возможности после принятия на баланс нового научного судна возрастут как минимум вдвое. Так считает директор Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Росгидромета профессор Иван Фролов.

Однако и полярное научное судно "Академик Федоров" списывать со счетов не планируют. После капремонта, замены энергетического, навигационного, другого оборудования эксплуатационный ресурс дизель-электрохода усиленного ледового класса продлен на десять лет, сказал директор ААНИИ.

Экспедиционные суда усиленного ледового класса, дополняя друг друга в научных рейсах, позволят произвести уточнение внешних границ континентального шельфа России для обоснования заявки в комиссию ООН по морскому праву новыми результатами геолого-геофизических исследований океанического ложа, считает Иван Фролов.

Основная причина интереса к Арктике заключается в том, что этот регион весьма богат природными ископаемыми: газом, нефтью, углем, золотом, медью, никелем и платиной. Уже разведанные запасы арктической нефти, по данным ООН, почти в два раза превышают ресурсы Саудовской Аравии.

Главная спорная территория в Арктике – хребет Ломоносова. Чтобы доказать свое право на нее, России необходимо до 2010 года представить в ООН заявку, включающую научное обоснование того, что хребет – суть продолжение Сибирской континентальной платформы. Россия уже подавала подобную заявку с приложением карты дна Северного Ледовитого океана в 2001 году, однако её оказалось недостаточно.

Церемония подписания контракта на строительство нового научно-экспедиционного судна прошла в музее Арктики и Антарктики, открытом в 1937 году и являющемся единственным в России и крупнейшим в мире музеем с тематикой, посвященной истории и природным особенностям полярных районов нашей планеты. Его коллекция насчитывают 75 тыс. экспонатов. Активное участие в организации музея принимали первый начальник Главного управления Северного морского пути Отто Шмидт, первый директор Всесоюзного арктического института Рудольф Самойлович, академик Юрий Шокальский, многие другие. В 1938 году открылась экспозиция, посвященная работе первой дрейфующей станции Северный полюс-1 (май 1937 года - февраль 1938 года). В ней была представлена жилая палатка папанинцев, их личные вещи, приборы и оборудование. Музей располагает архивами известных полярных капитанов, советских полярных исследователей, а также конструкторов первого атомного ледокола "Ленин" и атомного ледокола "Арктика". Представлены археологические памятники и реликвии, относящиеся к истории освоения Северного морского пути, в том числе археологическая коллекция предметов быта поморов первой половины XVП века, найденная экспедициями на месте существования древнего русского города Мангазея.

Автор: Николай Крупеник

Источник: www.nkj.ru