Утечка мозгов или циркуляция талантов?

Государство хочет выписать русских профессоров из-за границы. Эта идея уже обросла соответствующей программой.

Двадцатипроцентное сокращение кадров в Российской академии наук и более чем скромные государственные и частные гранты учёным ожидаемого «оздоровления» науки не дали. Да и эффективность исследований не повысилась. Иначе, почему Министерство науки и образования РФ направило теперь свой взор за границу?

Минобрнауки разработало программу, которая предусматривает привлечение учёных-выходцев из России, работающих за рубежом, к руководству научными проектами, рассчитанными на два года. Предполагается, что это будут учёные-лидеры в своей области науки, профессора университетов, которые, приняв на себя руководство проектом, должны проводить в России не менее двух месяцев в году. Отбор 100 исследовательских проектов стоимостью 2 млн. рублей каждый предполагается проводить ежегодно.

Возвращение учёных из-за рубежа – «задача не одного дня, она должна решаться поэтапно», сказал Сергей Иванец, директор департамента Минобрнауки РФ во время Круглого стола, состоявшегося в Министерстве науки и образования РФ. Нынешняя программа, которая должна начаться 1 января 2009 года – фактически первый пробный камень.

Следующим этапом может быть привлечение учёных из российской диаспоры к руководству исследовательскими проектами на постоянной основе. Однако для его реализации предстоит решить финансовые, инфраструктурные и другие проблемы. Приманкой для учёного может служить, как считают в Минобрнауке, не только хороший гонорар, но и более высокая должность, чем занимаемая за рубежом.

Директор Института космических исследований РАН (ИКИ РАН) профессор Лев Зелёный отметил, что в предлагаемой программе явно прослеживается крен в пользу прикладных научных проектов, связанных с новыми технологиями и фактически игнорируется фундаментальная наука. Однако, как он сообщил «Науке и жизни», ИКИ РАН с радостью бы принял российских ученых, работающих за рубежом в области астрофизики, космологии, с которыми институт находится в тесных научных контактах. Кроме того, отмена существующего запрета на длительный отпуск без сохранения содержания предотвратила бы потери для страны учёных-сотрудников институтов РАН, длительное время работающих в зарубежных научных организациях.

Профессор П. Турчин (Университет Коннектикута, США) отметил проблему привлечения к сотрудничеству учёных «советской волны» эмиграции (в 70-80е годы) – отсутствие у них российского гражданства, которое влечет за собой массу организационных проволочек, и менее выгодные условия налогообложения. Недружественная атмосфера по отношению к «варягу», как на уровне чиновничества (непризнание ученых степеней, полученных молодыми учеными за рубежом), так и внутри сложившегося российского научного сообщества – важное препятствие на пути использования потенциала научной диаспоры.

«Восприимчивость страны – главный ограничитель ….Работа с диаспорами напоминает венчурное финансирование: редкие удачи, большой риск», - сказал Евгений Кузнецов (Институт всемирного банка, г. Вашингтон).

Между тем, согласно данным фонда «Открытая экономика», отъезд российских учёных за рубеж не только не уменьшается, но существенно возрос за последние годы, при этом расширяется география оттока. Анализ, проведенный на основе базы Scorpus, показал, что более 50% публикаций российской научной диаспоры идут из США. При этом наиболее цитируемые российские учёные также работают в США – на их долю приходится 44% всех ссылок (период после 2003 года). Лидируют по индексу цитируемости выпускники МГУ, вторые – выпускники МФТИ. На долю русских учёных, работающих в России, приходится всего 10% ссылок.

Директор по исследованиям фонда «Открытая экономика» Иван Стерлигов отметил, что после 2000-ного года в основном уезжают молодые исследователи и студенты – более 4000 человек в год. Причем учиться в вузы едут в основном в Германию, где сейчас приблизительно 12,5 тысяч студентов из России (в 2001 году их было 800). Получать же степень PhD наши молодые специалисты предпочитают в США, где в 2006 году защитились 183 человека (в 1997 г. – 74).

Последняя тенденция – переезд российских учёных в страны Юго-Восточной Азии, в том числе, в Сингапур, где, как сказал Иван Стерлигов, предлагают очень хорошие условия для работы. Евгений Кузнецов отметил, что Россия только набирает силу по числу уехавших специалистов. По его данным, первое место по этому показателю занимает Великобритания, которую ежегодно покидают 1 млн. 441 тысяч лиц с высшим образованием (в их числе не только ученые). Для Германии – это 817 тысяч и для России – чуть более 200 тысяч человек.

Так что, Россия, пожелавшая заполучить обратно своих учёных, вступила в жесткую конкурентную борьбу на мировом рынке труда, и есть серьезные сомнения, что в ближайшие годы ей удастся победить. Борис Салтыков (Министр науки и технической политики РФ в 1991-1996 гг.) признал, что для возвращения на родину признанных в своей области учёных, потребуется не менее 15-20 лет.