Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Как России стать нанодержавой?

У России есть все предпосылки превратиться в одну из ведущих научных держав с высокоразвитым нанотехнологиями. Для этого надо сделать российскую науку и образование междисциплинарными.

В Петербурге в рамках международного форума "Наука и общество" прошло заседание круглого стола, посвященного развитию нанотехнологий. В работе участвовали восемь нобелевских лауреатов по физике, химии и медицине из России, Германии, США, Франции, а также ведущие ученые из Москвы, других российских университетских центров и стран СНГ. Особое внимание уделено организации в России "инновационной системе подготовки специалистов в области нанотехнологий и материалов".

До 2010 года крупные исследовательские учреждения и научно-производственные компании страны будут оснащены высокотехнологичным оборудованием на 4500 рабочих мест. Об этом сообщил ректор МГУ им. М.В.Ломоносова академик РАН Виктор Садовничий. По его словам, в России намечено создать 39 региональных образовательных центров на базе крупных вузов в субъектах РФ. Для выполнения этих целей из бюджета федеральной целевой программы "Развитие инженерной инфраструктуры для наноиндустрии России" выделено 39 млрд. руб.

Академик РАН Нобелевский лауреат Жорес Алферов выразил поддержку этим стратегическим проектам. Вместе с тем он заявил, что весьма продуктивным окажется "переход с трех- на четырехгодичное обучение в аспирантуре»."Нанотехнологии – дисциплина, требующая всеобъемлющих фундаментальных и специальных знаний в физике, химии, биологии, материаловедении. Это как минимум", - резюмировал он. Поэтому "резервный год, как и три основных, можно будет использовать для основательного обучения молодых исследователей смежным специальностям". По его словам, лучше всего решению этих задач будут отвечать "федеральные междисциплинарные научно-образовательные центры, включающие базовые школьные классы, лицеи, вузы и четырехгодичную аспирантуру". Все это должно создаваться на базе крупного академического института или вуза. Эта идея была поддержана академиком Садовничим: междисциплинарное многоуровневое обучение аспирантов при вузах – первый этап подготовки кадров для развития наноиндустрии в России.

Садовничий считает, что в Центральном федеральном округе такой наноцентр может быть создан на базе МГУ им. М.В.Ломоносова и РНЦ "Курчатовский институт". В Северо-Западном федеральном округе таким центром может стать Санкт-Петербургский физико-технологический научно-образовательный центр РАН совместно с Физико-техническим институтом им А.Иоффе и профильными факультетами Политехнического университета. Для регионов Сибири эффективный образовательный центр сформируют, по его мнению, Новосибирский госуниверситет и институты Сибирского отделения РАН. Аналогичные образовательные проекты могут быть реализованы в Екатеринбурге, Иркутске и на Дальнем Востоке.

По словам представителя городского правительства Андрея Максимова, средняя выработка на одного сотрудника в Петербурге - 12-15 тыс. долларов в год, в то время как на Западе успешным считается предприятие, на котором она составляет 90 тыс. долларов в год. В инновационно-технологических центрах (ИТЦ) этот показатель достигает 30 тыс. долларов в год. Несмотря на значительное отставание, сегодня в России с использованием нанотехнологий созданы высокоэффективные светодиоды, призванные заменить затратные электролампочки, новые виды композиционных материалов с заданными свойствами. Инновационные разработки в области нанобиотехнологий позволили начать производство антисептических и противоопухолевых медицинских препаратов, диагностических тест-систем. Весьма успешно в клинической медицине используется заместительная терапия на основе клеточных технологий.

В настоящее время "нанотехнологиями в стране занимается десятки научных центров". Это означает, что "отечественная наука из узкоспециальной преобразуется в междисциплинарную", - оптимистично заявил директор РНЦ "Курчатовский институт", член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук. По его словам, физики, биологи, медики, материаловеды, представители других исследовательских сфер приступают к работе в едином алгоритме. Команды ученых работают для достижения единой цели. Таким образом, у России есть все предпосылки начать "новый этап развития науки и превратиться в одну из ведущих научных держав".

Николай Крупеник
www.nkj.ru


Обеспечим библиотеки России научными изданиями!