Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Барабашка, домовёнок, он же - Кузя

Современные подростки, как и сотни лет назад, верят в духа домашнего очага – домового. Однако его образ претерпел некоторые изменения.

Такой вывод был сделан на основе исследования среди восьмиклассников Нововаршавской гимназии, проведенного в рамках Всероссийского конкурса им. В.И. Вернадского. Для выяснения, верят ли подростки в существование некоего духа домашнего очага, как они себе его представляют и как их представления соотносятся с фольклорным образом, были опрошены 31 школьник 14-15 лет. На вопрос, слышали ли они что-либо о духе дома, 24 человека ответили утвердительно. Однако «знают» они его под разными именами: 48% называют его домовым, 23% - Кузей, 9% - барабашкой. Помимо домового популярны производные этого именования: домовик, домовёнок. Среди других названий были хозяин, дедушка, Кузьмич, батюшка и даже полтергейст. Большинство опрошенных восьмиклассников (84%) сообщили, что с ними или с их близкими и знакомыми происходили события, связанные с домовым. Причем 50% утверждали, что с подобными случаями они сталкивались сами или в их доме, семье, 42% указали события, произошедшие с родственниками, знакомыми, соседями.

Что же это были за события? Более половины опрошенных (63%) относят на счет домового различные звуки и движения в доме, потерю вещей. 20% уверяют, что были случаи непосредственного контакта домового с человеком и 17% отмечают, что дух дома влияет на животных.

Все участники исследования уверены, что домовой имеет небольшой рост, почти половина (45%) представляют его бородатым старичком, 29% думают, что он мохнатый, 13% видят его неопрятным. Появляется дух домашнего очага, по мнению подростков, большей частью ночью (50% опрошенных), а также вечером (25%) или когда дома никого нет (13%). Но были и те, кто уверен, что барабашка находится в доме круглосуточно.

Оказалось, что школьники знают, как надо вести себя с домовым. Причем 50% сказали, что не раз совершали соответствующие обрядовые действия: кормили конфетами, оставляли продукты, воду, усаживаясь за стол, ставили тарелку с едой и для домового. Были предложения оставлять карты под кроватью, читать задабривания из книг. Исследователи отмечают, что последнее действо не относится к традиционным, и что оно, видимо, связано с появлением на наших прилавках огромного количества книг о различных гаданиях, заговорах и заклинаниях.

Ребята также указали, что при переезде в новый дом надо зазывать туда домового угощеньем. Именно с домовым они связывают традицию первой запускать в новый дом кошку.

Проанализировав результаты проведенного опроса, авторы исследования заключили, что знания современных подростков о домовом имеют глубокие исторические корни. Представления ребят о домовом отражают все известные тематические группы рассказов о нём, кроме историй об общении с другими духами. Однако само понятие домового несколько изменилось. Если раньше наименование духа домашнего очага подразумевало распорядителя дома, охранителя семьи и очага, то теперь это – наименование, означающее лишь место обитания мифического существа. Исчезли такие его названия, как дворовый, гуменник. Зато появились новые – барабашка, полтергейст и Кузя, происхождение и популярность которого исследователи связывают с персонажем известного мультфильма о домовёнке Кузе.

Но в целом образ домового, как и раньше, ассоциируется с благожелательным существом, тесно связанным с бытом человека.

Автор: Татьяна Зимина

Источник: www.nkj.ru