Нанотехнологии вместо хлорки?

Разработаны нановолокнистые фильтры из оксида алюминия, способные практически полностью очищать воду от бактерий и белков.

Наноматериалы обладают многими замечательными свойствами, которые не проявляют те же химические соединения (или элементы, подобно углероду) с макроструктурой. Одно из них – способность удерживать микроорганизмы и биополимеры, в частности, белки, – продемонстрировали исследователи из НИИ «ВЕКТОР» и Конструкторско-технологического центра СО РАН. Они сконструировали и испытали фильтры на основе нановолокнистого материала из оксида алюминия для очистки воды, поглощающие бактерии и продукты белковой природы. Оказалось, что при пропускании через фильтры клеточной суспензии с бактериями Escherichia coli, Staphylococus aureus и Bacillus subtilis) концентрацией 107 – 10 8 клеток/мл со скоростью 5 мл/мин на нановолокнистом материале удерживалось более 99, 94% бактериальных клеток. Всего нановолокнистая мембрана в состоянии удерживать более 1010 клеток/см2. Не менее эффективно и прочно фильтры связывают белки сыворотки крови (в испытаниях использовали кровь мышей и крупного рогатого скота) и ферментные фармацевтические препараты. При этом нановолокнистые мембранные фильтры легко регенерируются и могут быть использованы многократно.

Как отмечают исследователи, способность нановолокнистого оксида алюминия связывать наряду с бактериями различные белки поможет решить многие проблемы экологии, здравоохранения и биобезопасности.