Что посеешь, то и пожнешь

Исследователи из Московского зоопарка считают, что связь агрессивного поведения лемуров с уровнем гормональных показателей тревоги не очевидна.

Связь взаимоотношения животных в группе с их гормональным статусом считается давно доказанной. Ученые из Московского зоопарка сделали попытку сопоставить социальное поведение лемуров ката с уровнем некоторых гормонов – серотонина, называемого гормоном тревоги и агрессии, и суммой норадреналина и дофамина – индикаторов спокойствия и удовольствия. Зоологи наблюдали за группой из 10 лемуров, в которых было 1 взрослый и 2 молодых самца, 5 взрослых и 2 молодые самки. Регистрировались разные типы их поведения - миролюбивое, агрессивное и социально-исследовательское (короткое сокращение дистанции, обнюхивания партнеров).

Оказалось, что чем меньше на животное направлено агрессивных форм поведения (выпады, погони, драки), тем выше гормональный «уровень покоя». С другой стороны связи уровня серотонина и его производных с количеством полученных животным агрессивных контактов были не очевидны. Кроме того, зоологи обнаружили, что агрессивное поведение не было вызвано повышением гормонального уровня тревоги.

А вот на хорошее к себе отношение со стороны своих товарищей лемуры отвечали взаимностью: чем меньше животные испытывали по отношению к себе агрессию, тем были спокойнее и наоборот, чем более спокойно животное, тем больше оно могло наслаждаться миролюбивым поведением соседей. Интересно, что миролюбивое поведение проявляли больше всех молодые самцы, а меньше всех самая старшая самка. Агрессивное поведение в «лемурином» сообществе инициировали все взрослые самки и взрослый самец. Адресовалась агрессия самцам (в основном, взрослому) и немного молодым самкам.
Словом, все, как у людей.