Динозавр-музыкант

В Мексике найден динозавр, который, как считают исследователи, мог издавать музыкальные звуки

Останки растительноядного динозавра, найденные на тихоокеанском побережье в горном массиве Сьеро-дель-Пуэбло (Cerro del Pueblo Formation), палеонтологи отнесли к группе утконосых динозавров (гадрозавров) и определили его как новый вид Velafrons coahuilensis. Возраст горных пород, в которых покоились останки древнего животного, оценивается в 72 миллиона лет. Название Velafrons, означающее «парус на лбу», динозавр получил из-за характерного гребня в форме паруса на лобной части черепа, благодаря которому он мог издавать звуки. «Этот костный гребень связан с носовой полостью и может быть различной формы от высокого в виде короны до длинного в виде трубки», - объясняет один из исследователей, Скотт Сэмпсон (Scott Sampson) из Музея естественной истории штата Юта (США).

Костный гребень настолько видоизменял череп динозавра, что носовые кости оказывались над его поверхностью, а сам нос вытягивался вперед, заполняя пространство, оставшееся после смещения носовых костей. Во время дыхания динозавра воздух попадал из носа в гребень и затем через отверстия над глазницами. Ученые предполагают, что когда воздух проходил внутри гребня, эта система работала как музыкальный инструмент. «Поскольку гребень служил резонансной камерой, динозавры, очевидно, могли издавать разнообразные звуки для коммуникации между собой», - считает Сэмпсон.

Изучив кости скелета, палеонтологи предположили, что найденный экземпляр был молодым динозавром длиной около 8 метров, тогда как взрослые особи достигали 10-11 метров. По-видимому, динозавр погиб из-за природной катастрофы, как и другие, жившие на побережье, ящеры, которые стали жертвами мощных штормов, бушующих вдоль южно-американского побережья. Хотя это первая находка вида Velafrons coahuilensisis, ученые полагают, что Мексика должна быть просто кладезем останков динозавров, так как сухой климат предохраняет ископаемые кости от разрушения.

Автор: Надежда Маркина, по материалам Discovery News