Образование – в помощь российско-американским отношениям
В год 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и США обе страны заговорили о развитии сотрудничества в области образования.
Как отметил на прошедшей в РИА-Новости пресс-конференции директор Института США и Канады член-корреспондент РАН Сергей Рогов, сегодня Россия и США переживают довольно сложный этап отношений. Однако в числе скрытых резервов развития дружеских связей между двумя странами выступает сотрудничество в области науки и образования. Поэтому именно сейчас важно развитие совместных образовательных программ. Сергей Рогов отметил, что каждая система образования – российская и американская – имеют свои плюсы и минусы, и напомнил о наших успехах 50-летней давности, когда Советский Союз первым в мире запустил искусственный спутник Земли.
Это явилось для американцев полной неожиданностью, сказал он, и президент Эйзенхауэр создал специальную комиссию, которая должна была, в том числе, рассмотреть вопросы реорганизации высшего образования США.
Однако сегодня, по мнению Сергея Рогова, наше образование «пока еще недофинасируется» и сумма его финансирования «значительно меньше, чем в развитых странах». Видимо, по этой причине, сотрудничество США в области образования с Россией присутствовавший на пресс-конференции Норманн Грэхем из Мичиганского университета (США) сравнил с сотрудничеством в этой области с такими развивающимися странами, как Индия, Вьетнам и Китай, отметив, что развитие отношений с ними идет более активно, чем с Россией.
Что же интересно России в американском образовании? По мнению Сергея Рогова – это качество, нацеленность на результат и гибкость.
Ректор Российского государственного гуманитарного университета Ефим Пивовар рассказал о разработке совместных программ в области изучения русского языка, программ двусторонней магистратуры, позволяющей ее участникам получать «двойные» дипломы российского и американского университетов, о действующих «семестровых» учебных программах и летних школах.
Проректор Волгоградского государственного университета Игорь Тюменцев отметил действующий в университете Центр американских исследований, предметом которых является изучение отношений Россия – США, рассказал о недавно проведенных совместных археологических раскопках индейских поселений в США и скифо-сарматских – в России, и обмене студентами и преподавателями.
Проректор Санкт-Петербургского государственного университета Константин Худолей подчеркнул, что факультет менеджмента в СПбГУ был создан в 1993 году с помощью американских коллег, и сейчас университет также разрабатывает совместные магистерские программы с «двойными» дипломами.
Директор Института всеобщей истории РАН, ректор Государственного университета гуманитарных наук (ГУГН) академик Александр Чубарьян сообщил, что главным мероприятием празднования 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и США в этом году станет международная научная конференция «200 лет российско-американских отношений», которая пройдет в ноябре. Одна из секций конференции будет посвящена сотрудничеству в области образования. К конференции будет издана книга – сборник статей российских и американских авторов, тематика которых включает историю развития отношений между двумя странами, в том числе в области образования.
Ученый секретарь ГУГН Денис Фомин-Нилов сообщил, что учет «образовательных» обменов и программ не ведется ни американской, ни российской стороной, поскольку все контакты в области образования между двумя странами осуществляются на основе сотрудничества отдельных вузов и даже ученых. Поэтому достоверной информации о масштабе сотрудничества в области образования нет. Тем не менее, Минобрнауки РФ, как сказал Фомин-Нилов, заинтересовано в этой информации, в связи с чем, в рамках подготовки к предстоящей научной конференции будет проведен мониторинг образовательных связей, который будут осуществлять три университета: СПбГУ, Волгоградский государственный университет и ГУГН. Первые сводные данные предполагается получить к концу сентября. Правда, речь идет о связях в области образования лишь для гуманитарных наук.
Как сообщил корреспонденту «Науки и жизни» Денис Фомин-Нилов, предварительный мониторинг проектов, которые поддерживаются американскими фондами, показывает явное преимущество грантов по гуманитарным дисциплинам в ущерб естественным. На прошедшем 27 августа совещании в рамках подготовки к ноябрьской конференции, высказывалось предположение, что ситуация в области российско-американского сотрудничества в области естественных наук значительно хуже, чем в области гуманитарных. Однако окончательные выводы можно будет сделать только после проведения мониторинга и социологического исследования.
Директор Института США и Канады Сергей Рогов подчеркнул, что между Россией и США нет межправительственного соглашения в области образования, нет координации на общенациональном уровне. Для развития связей между двумя странами в области образования остро необходимо создание соответствующего Координационного Совета. Предварительное обсуждение этой проблемы на уровне специалистов уже началось.