Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

МАКС-2007: в погоне за авиадвигателями

Российские производители авиадвигателей обещают военной и гражданской авиации двигатели нового поколения.

Самые большие экспозиции в области газотурбиностроения на МАКС-2007 представили ФГУП «ММПП «Салют» и ОАО «НПО «Сатурн». В 2006 году НПО «Салют» начало испытания сразу по нескольким программам. Это стендовые испытания новых лопаточных двигателей (SaМ146, АЛ-55), испытания военного двигателя для Су-35 и др. Предполагается, что SaМ146 станет первым отечественным авиадвигателем, который получит международный сертификат. Сейчас Предприятие заканчивает работу над модернизацией базового мотора Д-30 КП для самолетов семейства Ил-76, внедрение которого в серийное производство планируется в 4-ом квартале 2007 года. Стендовые и летные испытания уже прошли первые пять новых двигателей 117С – глубоко модернизированных моторов АЛ-32Ф, предназначенных для нового семейства самолетов марки Су, в частности для экспортно-ориентированного самолета Су-35, новую версию которого компания «Сухой» представила на МАКС-2007. Часть результатов работы над созданием 117С предполагается использовать при разработке двигателя для перспективного истребителя 5-го поколения, в работу над которым включились также ОАО «Уфимское МПО», ОАО «Климов», ОАО «Авиадвигатель», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», ОАО «АМНТК «Союз», ФГУП «ВИАМ», ОАО «СТАР», ФГУП «НПП «Мотор», ОАО «ВИЛС».

Объединение предприятий, пожалуй, – основная сегодняшняя тенденция российского авиамоторостроения. Так 11 августа 2007 года был подписан Указ Президента РФ о создании интегрированной структуры на базе ФГУП «ММПП «Салют», к которому присоединят ОМО им. Баранова. Кроме того, в уставной капитал «Салюта» будут переданы государственные акции и других предприятий. И все это – для создания авиадвигателей нового поколения.

На МАКС-2007 «Салют» представил модернизированный двигатель АЛ-31ФМ1 с увеличенными тягой и ресурсом, серийные поставки которого начаты для ВВС РФ в марте этого года. В стадии экспериментальных стендовых испытаний находится модернизированный двигатель АЛ-31ФМ2 с с тягой более 14500 кгс. Также на стенде «ММПП «Салют» были представлены отдельные узлы двигателя третьего этапа модернизации АЛ-31ФМ3, который, по мнению разработчиков, приближается к двигателям 5-го поколения и может использоваться для модернизации истребителей Су-27, Су-30, Су-33.

Для модернизации самолета МИГ-27 разработан двигатель АЛ-31Ф серии З0С, который проходит сейчас стендовые испытания и готовится для экспериментальных полетов в составе летающей лаборатории Су-27 ЛЛ в ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова».

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Летающие лаборатории «ЛИИ им. М.М. Громова» представил совместно с ЦИАМ. В их числе – гиперзвуковые летающие лаборатории «ГЛЛ-АП-02», «ГЛЛ-ВК» и «ГЛЛ-31» предназначенные для исследования проблем создания гиперзвуковых реактивных двигателей и летательных аппаратов. Все лаборатории выводятся в воздух с помощью самолета-носителя «Ми-31» либо ракеты-носителя легкого класса.

Как сообщил корреспонденту «Науки и жизни» сотрудник «ЛИИ им. М.М. Громова», в этом году исполняется 25 лет полету первого в мире орбитального воздушно-космического аппарата «Бор-4». «Бор-4» был своеобразным несущим корпусом, предназначенным для натурных испытаний теплозащиты орбитального корабля «Буран» и исследования других проблем воздушно-космических аппаратов. В 1982-1984 годах он пережил четыре запуска с посадкой в Индийском океане и Черном море. Уникальный аппарат вошел в экспозицию Летно-исследовательского института им. М.М. Громова.

Также на МАКС-2007 можно было воочию увидеть и другие лаборатории-ветераны– экспериментально-космические аппараты «Бор-2» и «Бор-4С». Первый из них летал в 1969-1974 гг. – в интересах создания авиационно-космической системы «Спираль», второй, предназначенный для отработки теплозащиты корабля «Буран», совершил полет в 1980 году и был заменен на испытаниях системой «Бор-4».

Автор: Татьяна Зимина

Источник: www.nkj.ru