Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


Творческая работа (авторская кукла): «Русский стиль»

Номинация: Лучший наставник

























Оценить:

Рейтинг: 4.27

Автор: Кузнецова Марина, Алексеева Ольга. Наставники: Безбородова Елена Ивановна, Кулешова Марина Николаевна
Город: Москва
Место учебы: ГБОУ СПО Техникум сервиса и туризма № 29

Традиционная тряпичная кукла

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие.

Она несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка.

Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.

Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми.

Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.

Символика русской куклы

Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией.

Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек - все они бытовали одновременно в XIX - первой половине xx века в деревне и малых провинциальных городках.

Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности.

Почему кукла долго оставалась безликой?

Мистическая безликость - тоже одна из древних тайн тряпичной куклы.

Это роднит ее с обрядовыми фигурками, чаще всего тоже безликими. Родовой и домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы - на этих ценностях "сходился белый свет", когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нитки, обтягивая шаровидную голову. Если такие жизненно важные идеи "замуровывались” в голову куклы, то вполне логично, что само лицо теряло всякое значение.

Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке.

На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже и нарисованные - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми.

Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема - сама по себе, сама в себе.

Тряпичная кукла "обретает лицо", которое становится важнейшим элементом кукольного облика. Традиционно лицо куклы рисовали углем из печки, и это говорит о связи игрушки с домашним очагом. Пользовались простыми, химическими и цветными карандашами, чернилами.

Чаще вышивали, используя традиционные приемы народной вышивки, где женские лица обозначались крестообразными и ромбовидными узорами.

В конце XIX века заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной.

Облик куклы менялся с изменением ее функции. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке.

***

Гений любовной лирики А. С. Пушкин воспламеняет сердца не только русских романтиков, но и влюбил в свое творчество по истине весь мир.

Многие произведения А.С. Пушкина признаны шедеврами, его лирика проста, лаконична и несет в себе необъятный смысл.

Именно поэтому из поколение в поколение так много поклонников таланта великого автора продолжают будоражить сердца своих возлюбленных великими слогами поэта.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.