Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


Действующая модель тормозной системы легкового автомобиля

Номинация: Лучшее конструкторское решение
Рис.1. Статическая часть модели.
Рис.1. Статическая часть модели.

Рис.2. Динамическая часть модели.
Рис.2. Динамическая часть модели.

Рис.3 Модель и ее чертеж.
Рис.3 Модель и ее чертеж.

Рис.4.
Рис.4.

Рис. 5.
Рис. 5.

Рис. 6.
Рис. 6.

Рис. 7.
Рис. 7.

Тормозные механизмы.
Тормозные механизмы.

Схема работы тормозов.
Схема работы тормозов.

Рис. 8.
Рис. 8.

Рис. 9.
Рис. 9.

Рис. 10.
Рис. 10.

Рис. 11.
Рис. 11.

Рис. 12.
Рис. 12.

Возможные неисправности тормозной системы.
Возможные неисправности тормозной системы.

Рис. 13.
Рис. 13.

Рис. 14.
Рис. 14.

Рис. 15.
Рис. 15.

Рис. 16.
Рис. 16.

Рис. 17.
Рис. 17.

Оценить:

Рейтинг: 3.75

Автор: Любимов Максим, Кириллин Илья. Наставник: Жигачев В.Б.
Город: г. Раменское, Московская область
Место учебы: ГБОУ СПО МО "Раменский дорожно-строгительный техникум"

Характеристика работы:

1. Цели (миссия) и задачи проекта: Создать действующую модель тормозной системы легкового автомобиля для использования в процессе обучения по основной образовательной программе НПО 190631.01 Автомеханик при изучении устройства, технического обслуживания и ремонта тормозной системы, для проведения лабораторно-практических работ.

2. Способы и методы реализации проекта:

- планирование работ,

- осмысление компоновки основных узлов модели,

- проектирование модели,

- разработка подставки для крепления механизмов,

- подбор необходимых составляющих тормозной системы (из бывших в употреблении деталей для минимизации затрат),

- очистка, дефектация и отмывка деталей,

- уточнение конструкции модели и выполнение необходимых разрезов,

- покраска узлов, сборка и монтаж агрегатов тормозной системы,

- тестирование гидравлического привода,

- совершенствование модели, испытание в учебном процессе при проведении теоретических и лабораторно-практических занятий,

- создание технологической карты изготовления модели тормозной системы для изготовления аналогичных моделей при обучении слесарному делу ПМ.01 МДК 01.01.

3. Предполагаемые результаты реализации проекта:

- Создание учебного пособия для подготовки автомехаников;

- Углубление знаний теоретических предметов: охрана труда, материаловедение, слесарное дело, черчение, техническая механика,

профессионального модуля - ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;

- Приобретение практических навыков работы с инструментами;

- Приобретение основных профессиональных навыков автомеханика по работе с тормозной системойлегкового автомобиля в процессе обучения по основной образовательной программе НПО 190631.01 Автомеханик.

4. Использование в учебном процессе:

Модель «Тормозная система легкового автомобиля» (статическая часть) Назначение:

Предназначена для проведения всего комплекса теоретических, практических и лабораторных занятий по изучению конструкции деталей и узлов, а также принципов действия тормозной системы.

Состав:

В разрезах: главный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель, передний левый суппорт и задний тормозной цилиндр.

На данной моделипроисходит подетально изучение устройства, технического обслуживания, диагностика неисправностей и ремонт тормозных систем. (ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта).

Динамическая часть - модель гидропривода тормозной системы

На экземпляре можно выполнять следующие лабораторно-практические работы:

Замена передних тормозных колодок; Замена задних тормозных колодок;

Ремонт главного тормозного цилиндра; Ремонт рабочего тормозного цилиндра;

Регулировка зазора между барабаном и задними тормозными колодками;

Удаление воздуха из гидропривода тормозной системы; Выявление неисправностей в тормозной системе; Замена тормозной жидкости.

Введение

В современном мире профессия автомеханика очень востребована, так как улицы городов переполнены автотранспортом российского и зарубежного производства. Благодаря работе автомеханика срок службы автомобиля значительно увеличивается, что, в свою очередь, снижает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий и обеспечивает безопасность водителя на дороге.

Основные виды деятельности в профессии автомеханик:

- установление технического диагноза путем внешнего осмотра и инструментального контроля;

своевременное и качественное проведение технического обслуживания автомобиля;

- осуществление ремонта автомобиля и его деталей;

- проведение технического осмотра, сборки, разборки, ремонта, замены всех соединений, узлов и электрооборудования автомобилей;

- регулирование механизмов и замена при необходимости неисправных деталей;

- проверка и испытание исправности деталей и узлов автомобиля;

-  поддержание в технически исправном, пригодном для эксплуатации состоянии автомобиля, его агрегатов, систем и механизмов.

При подготовке к экзамену по ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта было принято решение создать действующую модель тормозной системы легкового автомобиля для использования в процессе обучения автомехаников дляболее наглядного понимания устройства, технического обслуживания и ремонта тормозной системы и для проведения лабораторно-практических работ.

В план работы вошли следующие этапы:

- осмысление компоновки основных узлов модели,

- проектирование модели,

- разработка подставки для крепления механизмов,

- подбор необходимых составляющих тормозной системы (из бывших в употреблении деталей для минимизации затрат),

- очистка, дефектация и отмывка деталей,

- уточнение конструкции модели и выполнение необходимых разрезов,

- покраска узлов, сборка и монтаж агрегатов тормозной системы,

- тестирование гидравлического привода,

- совершенствование модели, испытание в учебном процессе при проведении теоретических и лабораторно-практических занятий,

- создание технологической карты изготовления модели тормозной системы для изготовления аналогичных моделей при обучении слесарному делу ПМ.01 МДК 01.01.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

- Создание учебного пособия для подготовки автомехаников;

- Углубление знаний теоретических предметов: охрана труда, материаловедение, слесарное дело, черчение, техническая механика, профессионального модуля - ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;

- Приобретение практических навыков работы с инструментами;

- Приобретение основных профессиональных навыков автомеханика по

работе с тормозной системой легкового автомобиля.

Работу выполняли учащиеся Зкурса отделения НПО Любимов Максим и Кириллин Илья.

Наглядное пособие — это материальный объект, искусственно созданный человеком, используемый в учебно-воспитательном процессе в качестве носителя учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Наглядное пособие являются компонентом системы обучения (проектируемой моделью) и учебно-воспитательного процесса, а также важнейшей составляющей учебно-материальной базы любого учебного заведения.

Область применения макетов для обучения очень широка. Они имеют свою специфику изготовления. На учебных моделях можно наглядно, просто и максимально доступно преподнести принцип действия того или иного механизма, модели или приспособления. Так как такие наглядные пособия не просто стоят на подставке, а активно используются - перемещаются, демонстрируются аудитории.

К макетам относятся также натуральные наглядные пособия в виде специально разработанных узлов и механизмов, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные навыки и умения.

Обоснование

Рассмотрим наглядное пособие «Тормозная система легкового автомобиля»

Назначение:

Предназначено для проведения всего комплекса теоретических, практических и лабораторных занятий по изучению конструкции деталей и узлов, а также принципов действия тормозной системы

Состав:

В разрезах: главный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель, передний левый суппорт и задний тормозной цилиндр. Уменьшенный полноценный стенд.

На данном макете непосредственно идет изучение устройства и принципа действия механизмов и узлов.

Перед началом работы производилась очистка, отмывка, разборка и дефектация деталей.

Пример технологической карты создания модели (рис. 4), деталирование узлов.

Требовалось уточнение конструкции модели и выполнение необходимых разрезов (рис. 5).

Действующая модель тормозной (двухконтурной) системы автомобиля.

Использование: в автомобильной технике.

Сущность изобретения: действующая модель тормозной системы содержит вакуумный усилитель, педальный узел, главный тормозной цилиндр с резервуаром для жидкости, колесные механизмы, каждый из которых содержит не менее одного рабочего тормозного цилиндра и трубопроводы, соединяющие главный с рабочими (рис. 6).

Предназначен непосредственно для выполнения лабораторно-практических работ по устройству, ремонту и техническому обслуживанию тормозной системы.

Описание изобретения

Изобретение относится к автомобильной технике.

Тормозная система служит для замедления движущегося автомобиля с желаемой интенсивностью вплоть до его остановки, а также для удержания его на стоянке (рис. 7).

Известны различные гидравлические тормозные системы, увеличивающие безопасность движения, например двухконтурная конструкция с раздельным приводом на передние и задние колеса.

Тормозной механизм переднего колеса - дисковый, открытый, что обеспечивает хорошее охлаждение и, следовательно, более эффективное торможение при частом пользовании тормозами, так как от продолжительного нагрева колодок уменьшается коэффициент трения их накладок. Тормозной механизм имеет небольшое количество деталей, в том числе уплотнителей, что уменьшает вес автомобиля. Так как теплоотдача происходит через один цилиндр, тормозная жидкость нагревается меньше. Тормозной механизм состоит из направляющей 2 колодок, суппорта 3,двух колодок 4 и диска 1. Направляющая колодок изготовлена из высокопрочного чугуна в виде скобы, которая имеет четыре бобышки. В двух из них выполнены резьбовые отверстия для болтов 19 крепления направляющей колодок к поворотному кулаку, в двух других - просверлены отверстия для направляющих пальцев 11 суппорта. Направляющая колодок имеет продольный паз, через который проходит тормозной диск, и два проема для размещения тормозных колодок. Конфигурация проемов выполнена по форме тормозных колодок. Кроме того, в боковых проемах имеются две полки, к которым поджимаются пружинами 17 тормозные колодки. Все это создает плотную посадку тормозных колодок в направляющей и не допускает вибрации колодок.

Суппорт 3 отлит из высокопрочного чугуна. Сверху он имеет паз для тормозных колодок, а в центре отливки - сквозное смотровое окно, в котором размещены приливы тормозных колодок. Через это окно визуально определяют состояние накладок тормозных колодок. В ступеньки окна упираются пружины 17, поджимая колодки к направляющей и фиксируя колодки относительно суппорта. Суппорт крепится двумя болтами 21 к фланцу колесного цилиндра, образуя плавающую скобу. Чтобы обеспечить совместное движение суппорта и колесного цилиндра относительно направляющей колодок, соединение с направляющей сделано при помощи плавающих пальцев 11, которые установлены в отверстиях направляющей. Направляющие пальцы крепятся болтами 9 к фланцу колесного цилиндра.

Болты крепления фиксируются стопорными пластинами. Пальцы при сборке покрываются смазкой, предохраняющей соседние от коррозии, что обеспечивает постоянное усилие для перемещения скобы, независимо от срока эксплуатации автомобиля. Чтобы при перемещении пальцев не возникло давление от сжатия воздуха, на стержне пальца имеются три риски. На кольцевые проточки пальца и направляющей надет защитный чехол 10 , предохраняющий стержень пальца от воздействия окружающей среды.

Стальные тормозные колодки имеют фигурную форму, которая обеспечивает их плотное прилипание к направляющей колодок. Вверху колодки имеется прилив, который размещен в окне суппорта. При помощи пальца к колодке крепится пружина 17 . При установке колодок суппорт давит на пружину, обеспечивая поджатие колодок к направляющей. К колодке приклеена фрикционная тормозная накладка 13. В одну из колодок вмонтирован провод 7 сигнализатора износа накладок.

Колесный цилиндр крепится к суппорту и направляющей колодок болтами 9 и 21. В полости колесного цилиндра 5 установлен полый поршень 6, который уплотняется в цилиндре резиновым кольцом 8. Это кольцо в сечении имеет трапециевидную форму и располагается в канавке цилиндра, плотно охватывая поверхность поршня. При движении поршень увлекает за собой кольцо, скручивая его в канавке цилиндра. За счет упругости уплотнительного кольца поршень при растормаживании возвращается в первоначальное положение. Полость цилиндра защищена от загрязнения резиновым чехлом 18, края которого уложены в канавки поршня и цилиндра. В цилиндре выполнены два отверстия. В одно из них ввернут штуцер 20 для прокачки привода тормозного механизма, в другое - штуцер шланга 16 для подвода жидкости в цилиндр.

Тормозной диск 1 изготовлен из серого чугуна. В ступице 14 колеса выполнены шесть отверстий; четыре для прохода направляющих штифтов 15 диска колеса. Рабочая поверхность диска выполнена с большой точностью. Тормозной диск с внутренней стороны закрывается защитным кожухом 12, который крепится к поворотному кулаку.

Тормозной механизм заднего колеса - барабанный, с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. Он смонтирован на щите 29, который крепится к фланцу рычага задней подвески вместе с осью заднего колеса. В нижней части щита двумя заклепками 46 крепится пакет пластин, одна из которых 44 является опорой для колодок 22. Другие пластины 45 направляют движение нижней части колодок на опорной пластине, ограничивая их осевое перемещение. В верхней части щита двумя болтами крепится колесный цилиндр.

Тормозные колодки стянуты верхней 25 и нижней 43 пружинами, которые поджимают колодки к нижней опоре и упорам 37 поршней колесного цилиндра. От бокового смещения колодки удерживаются в нижней части направляющими пластинами опоры, в верхней - пазами упоров колесного цилиндра, а в средней - направляющими пружинами 23 которые соединяются одним концом с ребром колодки, другим- с пальцем щита 29. Вследствие нежесткого соединения колодок со щитом тормоза колодки устанавливаются в момент касания стормозным барабанам, что улучшает эффективность торможения и приводит к более равномерному износу накладок колодок. В резьбовое отверстие цилиндра ввернуты штуцер 28 для прокачки тормоза и штуцер 33 трубки для подвода жидкости в цилиндр. На задних колодках тормозных механизмов крепится пальцами 38 рычагами 39 ручного привода колодок.

Устройство автоматического регулирования зазора между колодками и барабаном расположено в колесном цилиндре. Его основным элементом является разрезное упорное кольцо31 установленное на поршне 36 между буртиком упорного винта 27 и двумя сухарями 30 с зазором 1,25 -1,65мм. Упорные кольца установлены в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилием сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее 350Н, что превышает усилие на поршне от стяжных пружин 25 и 43 тормозных колодок. При износе накладок указанный зазор исчезает, буртик на упорном винте 27 прижимается к буртику кольца 31 вследствие чего упорное кольцо сдвигается вслед за поршнем на величину износа. С прекращением торможения поршни усилием стяжных пружин сдвигаются до упора сухарей в буртик упорного кольца. Таким образом, поддерживается оптимальный зазор между колодками и барабаном.

Тормозной барабан отлит из алюминиевого сплава. Рабочая поверхность барабана образована чугунным кольцам 47, залитом в барабан. На поверхности барабана имеются жесткости, отверстия, а для охлаждения и резьбовые отверстия b для снятия барабана. В эти отверстия b при снятии барабана ввертываются направляющего штифты 15 до упора во фланец ступицы заднего колеса. Крепится барабан фланцу ступицы заднего колеса вместе с диском колеса четырьмя болтами.

При торможении, когда нажимают на педаль тормоза, она отходит от наконечника выключателя стоп-сигнала и включаются лампы стоп-сигнала. Одновременно перемещается толкатель 28 вместе с поршнем 23 и корпусом клапана. Вслед за поршнем перемещается под действием пружины 25 клапан до упора в седло клапана. При прилегании к седлу клапан разобщает камеры А и В. При дальнейшем перемещении поршня 23 его торец отходит от клапана 24 и через образовавшиеся зазор камеры В сообщается с атмосферой. Поэтому атмосферный воздух поступает в камеру В через фильтр 27, образовавшийся зазор между поршнем и клапаном и далее через канал С.

Атмосферный воздух создает давление на диафрагму 22. за счет давлении в камерах А и В и силы нажатия на педаль тормоза корпус клапана 21 перемещается вместе со штоком 46, который в свою очередь воздействует на поршень 18 главного цилиндра привода тормозов. При перемещении винта 10, и уплотнительное кольцо 11 прижимается пружиной 15 к торцу канавки поршня. Компенсационный зазор перекрывается и происходит разобщение главного цилиндра и бочка.

При дальнейшем перемещении поршня 18 в рабочей полости привода правой передней - левой задней, тормозов создается давление жидкости, которые через трубопроводы и шланги передается к колесным цилиндрам тормозных механизмов колес. Оно же воздействует на плавающий поршень 14, которые, перемещаясь, создает давление в рабочей полости привода левой передней - задней правой, тормозов. Под давлением жидкости уплотнительные кольца 11 начинают распираться и плотнее прилегать к стенкам цилиндра и к торцу канавок поршня, что улучшает уплотнения поршня в главном цилиндре.

При увеличении давления в контурах возрастает усилие на поршне 30 регулятора давления, которое стремится выдвинуть его из корпуса регулятора. Когда усилие от давления жидкости начинает превышать усилие от упорного рычага привода регулятора давления, поршень 30 начинает выдвигаться из корпуса. Вслед за поршень под усилием пружин 36 смешаются толкатель 40 вместе с втулкой и кольцами 34. при этом зазор М между тарелкой и седлом 35 увеличивается, зазоры Н и К уменьшаются. Когда зазор Н выберется полностью и клапан 38 изолирует камеры G от камеры N, толкатель 40 вместе с расположенными на нем деталями прекращает движение вслед за поршнем.

С этого момента давление в камере N будет изменяться в зависимости от давление в камере L. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камере G, L и Е будет возрастать и поршень будет продолжать выдвигаться из корпуса. Одновременно под давлением жидкости втулка толкателя вместе с уплотнительными кольцами 34 и тарелкой будут сдвигаться в сторону пробки 37. зазор М и камеры N давление в ней, а значит и в приводе заднего тормоза будет нарастать и практически всегда будет равна давлению в камере L.

Когда зазор К выберется полностью, т. е. головка поршня 30 коснется уплотнителя 41, давление в камере L, а значит и в камере N будет расти в меньшей степени ( Р1 > Р2) по сравнению с камерой Е, только за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 41.

Зависимость давление в камерах L и N определяются отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки.

При большей загруженности автомобиля рычаг привода давления нагружается больше, и усилие на поршень 30 возрастает. Значит, в момент касания головки поршня к уплотнителю будет достигнут при большем давлении в главном тормозном цилиндре. Поэтому эффективность работы задних тормозов с увеличением нагрузки на автомобиль возрастает.

Под давлением жидкости поршня 7 и 50 колесных цилиндров передних и задних тормозов перемешаются. При этом поршни 7 поджимают внутренние тормозные колодки 3 к диску 9, а колесный цилиндр в сборе суппортом 4 (подвижная скоба) перемещаются в обратную сторону под усилием возникшей реакции. Подвижная скоба поджимает наружную колодку к тормозному диску. При перемещении поршней 50 выбирается часть зазора между буртиками упорных винтов и колец 52. колодки 49 прижимаются к тормозному барабану, создавая на колесах тормозной момент.

При отказе одного из контуров регулятора давления будет работать частью своих камер, отключая неисправный контур. Так, при отказе контура левый передний - правый задний тормозов уплотнительные кольца 34, втулки толкателя 40 под давлением жидкости сместятся в сторону пробки 37 до упора тарелки пружины в седло клапана. Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень 30 с уплотнителем 41 и втулку корпуса, в которую заходит головка поршня. Эта часть регулятора давления будет работать также, как при исправной системе. При выходе из строя контура правой передней - левой задней тормозов давлением жидкости толкатель 40 вместе со своей втулкой, уплотнительными кольцами 34 смешаются в сторону поршня 30, выдвигая его из корпуса. При этом зазор М увеличивается, а зазор Н уменьшается. Когда клапан 38 коснется седла 35, рост давления в камере N прекращается, т. е. регулятор срабатывает как ограничитель давления. Однако достигаемая величина давления будет достаточной надежной работы заднего тормоза.

При растормаживании, когда педаль тормоза освобождается, она под действием пружины 29 возвращается в исходное положение и тянет за собой толкатель 28, поршень 23 и корпус 21 клапана. В этом же направлении работает и пружина 47. задний торец поршня прижимается к головке клапана 24, что приводит к превращению поступления атмосферного воздуха в камеру В вакуумного усилителя. При дальнейшем перемещении поршня клапан 24 отводится от седла корпуса. При этом камеры А и В сообщается между собой и под действием пружины 47 корпус клапана со штоком 46 возвращается в исходное положение. Поршни 18 и 14 главного цилиндра под действием возвратных пружин 13 отжимаются до упора в стопорные винты 10. при этом распорные кольца 16, упираясь в винты 10, отводит уплотнительные кольца 11 от торцов канавок поршней, вследствие чего образуются компенсационные зазоры, через которые рабочие полости цилиндра сообщаются с бачком, т. е. давление жидкости в контурах падает до атмосферного.

Камеры G и Е регулятора давления сообщаются с камерами L и N, которые соединяются с колесными цилиндрами тормозных механизмов задних колес. Поэтому полости колесных цилиндров также будут свободны сообщаться с главным цилиндром, т. е. во всей системе не будет давления жидкости, Р1=Р2. пружины колодок задних тормозов отводят колодки от барабанов на величину зазора между сухарями и буртиками упорных колец 52 автоматического устройства. Поршни 7 колесных цилиндров передних тормозов за счет упругости уплотнительных колец 8 отводятся от колодок. Происходит растормаживания колес.

В качестве прототипа выбрана модель гидравлической тормозной системы автомобиля, содержащая тормозную педаль, главный тормозной цилиндр с резервуаром для тормозной жидкости, вакуумный усилитель тормозов, колесные тормозные механизмы, каждый из которых содержит один или два рабочих тормозных цилиндра и трубопроводы, соединяющие главный тормозной цилиндр с рабочими тормозными цилиндрами. Эта система выполняет только одну задачу: торможение автомобиля.

Цель изобретения: сделать компактную, легкую, доступную, надежную модель гидравлического привода тормозной системы автомобиля

В первую очередь необходим был проект данной модели, в который входило: планирование работ, осмысление компоновки основных узлов, разработка подставки для удобного расположения крепления механизмов, подбор необходимых составляющих тормозной системы(из бывших в употреблении), например: с левой стороны подставки расположился тормозной диск с рабочим тормозным цилиндром в сборе (рис. 8).

С правой стороны подставки расположился тормозной барабан с рабочим тормозным цилиндром в сборе (рис. 9).

В средней части подставки расположился педальный узел с вакуумным усилителем, главным тормозным цилиндром и бачком для тормозной жидкости (рис. 10).

Все эти узлы были покрашены и соединены необходимыми трубопроводами (рис. 11).

Далее залита тормозная жидкость и приведена в рабочее состояние путем тестирования гидравлического привода (рис. 12).

Действующая модель прошла испытание в учебном процессе при проведении теоретических и лабораторно-практических занятий.

Техническое обслуживание тормозной системы Нормативы:

- После первых 2000...3000 км пробега проверить герметичность гидропривода тормозов, регулировку привода тормозов и стояночного тормоза, при необходимости отрегулировать их.

- Через каждые 10 000 км пробега проверить состояние накладок передних тормозов и при необходимости заменить их; проверить уровень тормозной жидкости и герметичность привода тормозов.

- Через каждые 10 000 (начиная с 30 000 км пробега) проверить состояние тормозных шлангов, при необходимости заменить их новыми.

- Через каждый 20 000 км пробега проверить регулировку привода тормозов и стояночного тормоза, при необходимости отрегулировать их; проверить состояние колодок задних тормозов, эффективность работы тормозных механизмов задних тормозов.

- Через каждый 30 000 км пробега проверить состояние и работоспособность регулятора давления и вакуумного усилителя.

Рассмотрим одну из выше перечисленных операций по техническому обслуживанию тормозной системы на примере.

Лабораторно-практическая работа: Удаление воздуха из гидропривода тормозной системы.

Прокачиваем передний контур.

1.  Снимаем защитный колпачок со штуцера и надеваем на него шланг, другой конец которого опускаем в сосуд с тормозной жидкостью (рис. 13).

2. Делаем несколько нажатий на педаль и держим ее (рис. 14).

3. Отворачиваем штуцер и удаляем воздух (рис. 15).

4. Далее повторяем все сначала добиваясь выхода жидкости без пузырьков. Прокачиваем задний контур.

1. Снимаем защитный колпачок со штуцера (рис 16).

2.  Надеваем шланг. Другой конец которого опускаем в сосуд с тормозной жидкостью (рис. 17).

3. Делаем несколько нажатий на педаль и держим ее, отворачиваем штуцер и удаляем воздух (рис. 18).

4. Далее, повторяем все сначала, добиваясь выхода жидкости без пузырьков (рис. 19).

Выводы

1. Создано учебное пособие для подготовки автомехаников;

2. Углублены знания теоретических предметов: охрана труда, материаловедение, слесарное дело, черчение, техническая механика, профессионального модуля - ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;

3.  Приобретены практические навыки работы с инструментами;

4.  Приобретены основные профессиональные навыки автомеханика по работе с тормозной системой легкового автомобиля в процессе обучения по основной образовательной программе НПО 190631.01 Автомеханик.

5.  Данная модель используется в учебном процессе

На данном экземпляре можно выполнять следующие лабораторно-практические работы:

1.  Замена передних тормозных колодок

2.  Замена задних тормозных колодок

3. Ремонт главного тормозного цилиндра

4. Ремонт рабочего тормозного цилиндра

5. Регулировка зазора между барабаном и задними тормозными колодками

6. Удаление воздуха из гидропривода тормозной системы

7. Выявлять необходимые неисправности в тормозной системе

8. Замена тормозной жидкости

Достигнута цель проектной работы - сделать компактную, легкую, доступную, надежную модель гидравлического привода тормозной системы автомобиля. Модель получилась технологичной - ее может теперь изготовить любой обучающийся профессии Автомеханик.