Презентация «Русский стиль» с экспериментальными моделями мужской народной рубахи

Номинация: Лучший дизайн изделия



















Оценить:

Рейтинг: 3.8

Автор: Рубан Василиса Васильевна. Наставники: Безбородова Елена Ивановна, Кулешова Марина Николаевна
Город: Москва
Место учебы: ГБОУ СПО Техникум сервиса и туризма № 29

Народный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

Народный костюм - не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

Мужская рубаха была до колен или чуть длиннее, и носили её поверх штанов,, и шили её из двух частей: нижняя часть из более грубой ткани, она называлась становиной, а верх из более тонкой. Рубаху без воротника обычно носили в будние дни, а с воротником по праздникам, воротник был невысокий, в виде стойки, и называли его остебка, разрез на рубахе для застежки делали сбоку, редко у самого плеча, он шел вертикально вниз, реже косо, от плеча к середине груди. Рубаху застегивали на пуговицы или завязывали у ворот на тесемку, такую рубаху называли - косоворотка.

Знаки и символы русского костюма

Цвет по-прежнему оставался неким знаком-символом будничной, праздничной и траурной одежды. Например, у русских белый цвет символизировал чистоту, милосердие и печаль, чёрный считался символом земли, покоя, отрешенности и траура. Красный - символом огня, крови, солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием.

Орнамент - от латинского ornare (украшать) - повторение, чередование, варьирование одних и тех же элементов. Возникал он из обычных рисунков, в которых исключалось все ненужное, суть рисунка упрощалась, а характерные его черты преувеличивались. Для народного орнамента характерна обобщённость образов, повторяемость одного мотива, природный ритм и симметрия.

Орнамент русского народного костюма может изображать растения, животных, птиц, людей и геометрические фигуры. В русском народном костюме использовались все виды характерных, наиболее часто используемых орнаментов.

В глубокой древности человек начал создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми он выражал свое отношение к непонятным явлениям природы, свое восприятие окружающего мира. Смысл каждого знака, каждой линии были понятны ему, служили одним из средств общения.

Многие знаки-символы (узоры) не только украшали одежду, жилища и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому их называли оберегами и наносили на видные места предметов быта и построек, по краям и швам одежды.

Элементы вышивки

Для костюма характерна разработанность растительных и геометрических мотивов: косые кресты, крючкообразные фигуры, розетки, восьмиугольные звезды, ромбы с загнутыми отростками.

Мотивов в вышивке немного. Но древние орнаменты и мотивы вышивки со временем постоянно разрабатывались и приобретали декоративный, поэтико-сказочный смысл.

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства.

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства.

Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки - это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Актуальность русского костюма сегодня

Все новое – это хорошо забытое старое. В этом сезоне есть особой повод вспомнить русские этнические мотивы, ведь русский стиль – это величественная гордость.

Дизайнеры вновь и вновь обращаются к богатой русской культуре и заимствуют из сказок и небылиц не только мораль, но и зооморфные (птицы и животные) и растительные (цветы, листья) орнаменты. Славянские мотивы прослеживаются в волшебных коллекциях Valentino, Zarina, Dolce Gabbana и Balmain.

Пестрые орнаменты на платьях “а-ля бабушкин платок из сундука”, сумочках и ботильонах восхищают своей оригинальностью и красотой. Помимо платьев, в гардеробе истинно русской девицы могут появиться клатчи с изображением матрешек, вязаное кружево с орнаментом жар-птицы, а также блузки и шали с бахромой.

Платья в русском стиле могут показаться на первый взгляд немного вычурными и чересчур пестрыми. Но европейских дизайнеров это не останавливает.

В русских коллекциях не найдешь ни одну однотонную вещь. Яркие узоры и необычные сочетания цветов бодрят и освежают. В летнем сезоне этот стиль стал действительно актуальным и ультрамодным. Одним из любимейших мотивов, который так и будоражит модную публику, является “Павлово-Посадский узор”. Его использовали при украшении ярких платков с шелковой бахромой. Цветовая гамма: черно-красно-зеленая и черно-красно-желтая. Начало “буйного” расцвета платков и широкого спроса их у покупателей было положено в 1 пол. 19 века. Приблизительно тогда же в моду стали входить турецкие узоры, которые смотрелись очень пышно и торжественно. Это и послужило отправной точкой для создания уникальных платков, которые стали популярны в 1870-1880 гг. Mix турецкого узора и русских цветов использовался для швейной “росписи” шалей и платков. Выглядело действительно потрясающе.

За основу узора брали бутоны роз и георгин, завитки и лепестки других цветов и располагали узор строго по краю или разбрасывали по полю платка.

Сейчас дизайнеры декорируют этим орнаментом помимо платьев и кардиганы, и туфли, и жилеты и сумки. Встречаются и эксклюзивы – серьги в стиле “а-ля рябиновые бусы” и “матрешка”.

Бахрому теперь используют повсюду: на манжетах, рукавах, карманах, линии ворота и подола. Дизайнеры тщательно выискивают среди иллюстраций к русским народным сказкам замысловатые узоры и орнаменты в одежде. Выделяют среди них особо интересные и только потом преобразуют в вышитый рисунок.

● Традиция украшать женские рубахи и сарафаны ленточками и тесьмой в красно-белой гамме, на которых красовались бубенчики, павлины и ромбики, пришла к нам из 2 пол. 19 века. Растительные мотивы появились в народной вышивке чуть раньше (18 век). Девицы – мастерицы из северных и южных губерний отделывали свою праздничную одежду, вышивая изображения цветов, зверей и птиц. Также было развито плетение кружева с рисунками жар-птицы с пышным оперением, двуглавого орла, барсами, оленями, колокольчиками и прочими стебельками и завитушками.

● Русские народные мотивы – одна из излюбленных тем John Galliano и Accessorize. Народный стиль чувствуется в одежде легких тканей, юбках-макси, блузках и полупрозрачных платьях. Интересна вариация на тему “домино”, где белый цвет в славянских мотивах заменили на золотой. Эффект превзошел все ожидания.

К народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.

Фольклорные коллективы выступают в национальных костюмах, демонстрируя нам всю красоту и колорит русской одежды.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее