Мастер-класса на тему «Картина из сизаля»

Номинация: Лучший дизайн изделия







Алексеева Диана, Оросов Илья и Трененкова Наталья Витальевнаю
Алексеева Диана, Оросов Илья и Трененкова Наталья Витальевнаю

Рамаев Влад.
Рамаев Влад.

Семёнова Ольга Викторовна.
Семёнова Ольга Викторовна.

Оценить:

Рейтинг: 2.43

Автор: Рамаев Владислав, Алексеева Диана, Оросов Илья. Наставники: Трененкова Наталья Витальевна, Семёнова Ольга Викторовна
Город: Москва
Место учебы: ГБОУ СПО Строительный техникум № 12

Воспитание творческой личности с позитивным мышлением является важнейшей государственной задачей. Изобразительное искусство – уникальная сфера деятельности, позволяющая объединить точные и гуманитарные науки, развивать всё богатство форм мышления, решать широчайший круг проблем духовно-нравственного воспитания.

Предлагаемый сценарий проведения мастер-класса по профессиональной ориентации знакомит слушателей с такими выразительными средствами изобразительного искусства, как фактура, цвет, стилизация.

Мастер-класс по созданию картин из сизаля, предлагаемый в данном сценарии, основан на изучении декоративно-прикладной композиции, позволяет обучающимся освоить способы создания образов с определёнными характеристиками, позволяет выпускать отрицательные эмоции социально приемлемым способом – через творчество, позволяет рассмотреть себя как личность. Человек начинает понимать, что он сам является режиссёром своей жизни и дизайнером окружающей среды.

Стилизация, как главнейшее выразительное средство в дизайне, позволяет выражать свою индивидуальную эмоциональность, отражать её через цвет и характер фактуры.

В предлагаемом сценарии умение создавать художественный образ является основополагающим.

Фактуры

Одним из пяти чувств, данных человеку природой, является осязание. Человек, проводя рукой по поверхности предметов из разных материалов, ощущает их по-разному. Он легко отличает гладкую поверхность дерева от шероховатой, стекло от металла, холст от бархата. Постепенно у человека сформировалось зрительное восприятие шероховатости, привлекательного или отталкивающего восприятия поверхности. Структура материала (внутреннее строение - зернистое, волокнистое, кристаллическое) создаёт внутреннюю текстуру и влияет на внешнее проявление поверхности. Интуитивное впечатление от неё и называется фактурой.

Фактура – от латинского «деление» или «обработка» - способ получения поверхности, характер поверхности произведения.

Фактура-это зрительное осязание поверхности. Даже точка обладает фактурой: или очень жёсткая, чёткая, или пушистая, как звёздочка, у неё тоже есть поверхность, в чём легко убедиться, увеличив её под микроскопом.

Фактуры очень многообразны, они образуют целостное восприятие от поверхности. Фактура может создавать образ. Всё, что порождает эмоции, уже является неким образом: запах, цвет, звук. Другое дело – художественный образ, со своими закономерностями гармонии, динамики и статики, ритмичности, т.е. со своей определённой организованностью.

Фактура напрямую связана со стилизацией образа в декоративных композициях и в предметах декоративно-прикладного искусства. У каждого материала свои фактурные возможности и свои ограничения. Фактура помогает передавать бархатистость, спокойствие и агрессивность, неровность и покой, уют или неприятие образа или предмета.

Цвет

Цвет заполняет весь окружающий мир и является важнейшим средством эмоционального воздействия на нашу психику. Поэтому дети так любят всё красочное и торопятся использовать цвет в своих работах.

Цвет умеет создать ощущение тепла и холода. Цвет может обладать тяжестью, плотностью и лёгкостью, следовательно, передавать горе, трагедию или радость, лёгкость, нежность в зависимости от участия белого и чёрного цвета в хроматических цветах. Он может быть вялым и приглушенным, благодаря добавлению серого цвета и очень будоражащим, энергичным, как ураган или битва, сочным и ярким, как ярмарка.

Цвета могут выступать на нас или отступать в глубину. Тёплые цвета тянутся к нам, а холодные держатся в тени, вдалеке. Такие свойства цвета позволяют выстраивать большие пространства – воздушную перспективу.

Краски могут создавать общую цветовую гамму – колорит картины: голубой, перламутровый, сиреневый и т.д.

Цвет обладает большой эмоциональной самоценностью и без конкретного изображения Такую самоценность цвета особенно приходится учитывать дизайнерам интерьеров. С помощью цвета можно снять усталость, а можно снизить работоспособность. Умение работать с цветом, учитывая его психологическое воздействие, определяет профессиональный уровень любого художника.

Стилизация

Стилизация - преобладание в художественном произведении условных декоративных форм над реалистической передачей действительности. Стилизация очень многолика и привлекательна.

В древние времена, когда надо было быстро передать информацию о добыче или опасности, а письменности ещё не существовало, человек упростил изображение до схемы, знака-символа, вычленив самое характерное.

Стилизация является основой любой декоративной композиции, являющейся самостоятельным художественным произведением, в дизайне без неё невозможно формообразование. Стилизация дала человечеству математику: геометрические фигуры и тела – это упрощённое, стилизованное вычленение конкретной формы из природы, её предельное обобщение. Стилизация дала средство эстетического наслаждения в виде орнаментов и стилизации формы в дизайне.

Реалистическое изображение иногда всего лишь отражает действительность, грамотная стилизация всегда несёт художественную образность. Поэтому реалистическое и абстрактное искусство не противостоят друг другу, а взаимно обогащают друг друга.

У разных видов искусства – различные средства выражения, создания образа, воздействия на чувства людей. Людям необходимы разные эмоции в зависимости от их индивидуальности, характера, периода жизни, настроения и т.д.

Стилизация – это и путь к ассоциативному мышлению, стилизация развивает гибкость мышления, может являться связующим звеном между различными науками и искусствами. Познакомившись с выразительными средствами создания художественного образа- фактурой, цветом и стилизацией – мы приступим к созданию картины из сизаля. Сизаль – (по названию мексиканского порта на полуострове Юкатан) жёсткое, грубое, натуральное волокно, получаемое из листьев субтропического травянистого кустарника – мексиканской агавы.

Искусство начинается там, где автор пробуждает чувства, а не только обращается к логике зрителя (сюжет – лишь часть логического и часто ещё не чувственного восприятия). Поэтому так важно уже в детстве учить образному мышлению и средствам его передачи. Доброта формируется, прежде всего, чувствами, а умом лишь подкрепляется. Недаром академик Д.С.Лихачёв писал: «Награждённый даром понимать искусство человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награждённый через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далёкого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.»

На конкурс представлены 2 работы:

1. Видео мастер-класса для номинации «лучший дизайн изделия» на тему «Картина из сизаля» (Студент гр СДС-312/10 Рамаев Владислав Эдуардович)

2. Постер-инструкция по созданию картины из сизаля для номинации «лучший дизайн изделия» (Студенты: Алексеева Диана СДС-312/10 и Оросов Илья СДС-412/09)


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее