Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


Вот так буковки!

Номинация: Вне конкурса

















Оценить:

Рейтинг: 3.08

Автор: Решетова Анна. Наставники: Малышева Тамара Михайловна, Батина Елена Алексеевна
Город: Новоуральск, Свердловская область
Место учебы: МБОУ СОШ № 58

Учеба – это процесс, в котором взаимодействуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус.

По статистике усвоение информации происходит через:

Уши – лишь 20% из того, что ребенок слышит – он запоминает;

Глаза – 30% из того, что он видит – усваивает;

Рот –70% из того, о чем ребенок говорит – откладывается в его памяти;

Руки – 90% из того, что ребенок сделает сам, хотя бы один раз – он усваивает.

Для младшего школьника воспринять предмет — значит что-то сделать с ним, взять, потрогать.

Школьное обучение для первоклассника – это процесс восприятия и усвоения разнообразной информации. Помощником в этом являются различные средства обучения, которые использует учитель.

Самое первое, что изучают первоклассники – это азбука. Традиционным наглядным материалом, который используют все учителя, является лента букв, бумажная или пластиковая, на которой в двух строках расположены буквы в определенном порядке. На наш взгляд, она не учитывает всех особенностей восприятия информации первоклассником. Хотелось для создания особенной азбуки найти новые выразительные средства, которые помогут учителю на уроке. Для ребенка очень важны тактильные ощущения. При нехватке таких ощущений ребенок может страдать физически, у него может снизиться настроение. Тактильные буквы азбуки первоклассник сможет не только увидеть, но и потрогать, услышать, что обеспечит удобство запоминания, поможет быстрее перейти к чтению и письму.

Разрабатываемая тактильная азбука должна отвечать следующим критериям: соответствовать целевому назначению пособия, а именно легко и быстро запомнить азбуку, быть прочной, красивой, легкой, удобной в использовании, достаточно простой в изготовлении, легко стираться, соответствовать размерам доски, интерьеру кабинета, в основе своей должна содержать экологически чистые материалы.

Для изготовления азбуки воспользовались качественными особенностями материалов, отражающих звуко-буквенные характеристики при соприкосновении с ними.

Для изготовления азбуки воспользовались качественными особенностями материалов, отражающих звуко-буквенные характеристики при соприкосновении с ними. Самый подходящий материал для букв – текстиль, т.к. ткани имеют различную структуру, что поможет первоклассникам воспринимать буквы и звуки тактильно; а также ткани легко стираются.

Цвет букв играет роль ориентира в системе звуков русского языка. Буквы, обозначающие гласные звуки – красного цвета. Буквы, обозначающие согласные звуки – синие. Гласные буквы произносятся при помощи голоса свободно, без препятствия, и ткань для них подобрана гладкая – атласная. Гласные буквы делятся на две группы и «живут» соответственно своей группе на разных этажах: на втором этаже основные буквы– а, о, у, ы, и – обозначающие твердость согласного звука, фон для них выбран холодный – розовый; на первом этаже «хитрые» буквы – е, ё, ю, я – которые могут располагаться в начале слова, после гласных или мягкого знака и обозначают два звука. Для усиления зрительной памяти для них искусственно выбран розово-зеленый фон. Согласные произносятся с препятствием: шипят, рычат, свистят и т.д. Поэтому структура ткани для них должна быть иной – шероховатая изнаночная сторона атласной ткани. Для шипящих с целью усиления эффекта «шуршания» внутрь основы вложен полиэтилен. Звонкие согласные живут на втором этаже домика и дополнены для усиления эффекта восприятия пришитым к ним бубенчиком. Буквы, обозначающие только мягкие звуки, расположены на зеленом фоне, для усиления эффекта мягкости внутрь добавлен синтепон. Буквы, обозначающие только твердые звуки расположены на голубом фоне. Для усиления этого эффекта внутрь буквы добавлена гречневая крупа. Буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки имеют голубо-зеленый фон.

Буквы Ь и Ъ, не обозначающие звуков, белого цвета на голубом фоне.

Все буквы будут располагаться на основе прямоугольной формы. Для лицевой части основы будет использоваться новый ситец и дублерин, а для изнаночной – остатки вельвета, укреплять его не обязательно, т. к. его плотности достаточно.

В такой сказочно-игровой форме первоклассникам будет легко усвоить азбуку.

Выбор формы азбуки

Мы все любим сказки. Сказка волшебница, которая может преобразить нашу жизнь. Сказка умеет завладеть вниманием, возбудить любознательность, стимулировать воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции. Поэтому моя азбука для первоклассников будет сказочной: азбука – это царство, буквы – ее жители, которые живут в сказочных домиках.

Каждая буква должна занимать определенное место в азбуке, поэтому дом должен быть в несколько этажей. Опираясь на традиционную структуру ленты букв, для своей азбуки я смоделировала два дома в два этажа: гласные и согласные буквы «живут» в разных домах Каждая буква – в своей квартирке-кармашке, на своем этаже. Глухие согласные живут на первом этаже этого домика. Буквы Ь и Ъ живут в мансарде дома согласных букв.

Выбор материала для домика

Основой для домика могут служить различные материалы, такие как: драп, рогожка, брезент, мешковина, фетр, куски кожи или замши, соединенные между собой. Основными критериями для выбора материала-основы должны быть: сравнительно невысокая стоимость (т.к. придется покупать кусок достаточно большого размера), небольшая масса (т.к. придется крепить над доской), экологичность материала, эстетичность, прочность, возможность стирки, возможность хранения в свернутом виде. Поэтому самым подходящим материалом оказался брезент – это прочная, недорогая, натуральная льняная, формодержащая ткань. А еще она имеет особенный запах – луговой травы!

Для крыши домика подобран строченый атлас золотистого цвета, напоминающий черепицу.

Квартирки – кармашки – из прозрачной органзы, чтобы были видны буквы. Они нашиты на основу домика при помощи атласной тесьмы в тон крыши.

В качестве дополнительного декоративного элемента использована атласная тесьма зеленого цвета, которая имитирует бревна домика.

Швейные нитки подобраны в тон соединяемых материалов.

Чертеж домика, карточки-основы для букв и макеты самих букв представлены в приложениях 18-20.

Карточка-основа состоит из двух частей: лицевая часть и оборотная часть (для гласных – красный ситец, проклеен дублерином, для согласных – голубой вельвет).

Способы соединения деталей кроя

Учебно–декоративное панно «Азбука» будет изготовлено в технике аппликация из ткани. Само панно и его карточки-буквы предполагается в дальнейшем подвергать стирке, поэтому все новые куски ткани необходимо декатировать (обработать ткань паром, горячей водой для предохранения от усадки).

Для удобства работы в качестве укрепляющего материала был использован дублерин, чтобы во время выполнения строчки с тканью не произошло вытягивание или стягивание. Кусочки ткани для букв проклеивались дублерином, буквы обводились по шаблону и только после этого вырезались.

Элементы аппликации:

Буквы настрачивались на швейной машине зигзагообразной строчкой армированными нитками, подобранными в цвет ткани. Для предварительного укрепления и ускорения процесса буквы точечно наклеивались клеем, без наметывания.

Крыша домика, атласная лента – имитирующая бревна – настрачивались на основу прямой машинной строчкой.

Кармашки-квартирки – настрачивались на основу с помощью атласной ленты; верхний срез обработан «московским» швом.

Последовательность изготовления азбуки

Эскизы и чертежи, использованные в работе, авторские. Технологическая последовательность изготовления азбуки подробно приведена в приложении 21.

Экономическое обоснование проекта

Перед изготовлением учебно-декоративного панно необходимо сделать экономический расчет, чтобы убедиться в целесообразности выполнения проекта. Ведь может получиться так, что стоимость созданного изделия выше стоимости альтернативного, имеющегося на потребительском рынке. Как видно из приложения 22, цены достаточно высокие, а если изделие имеет цену ниже средней рыночной, то изделие выполнено из бумаги, не практично, однократного использования. В экономических расчетах учтена только стоимость сырья. Экологическое обоснование проекта.

Для изготовления данного панно используется в основной массе натуральная льняная ткань и хлопчатобумажная, которые являются экологически чистыми.

Испытание изделия (комментарий пользователя)

Азбука привлекает своей оригинальностью. Самому учителю такую азбуку не сделать. Тактильные буквы азбуки первоклассник сможет не только увидеть, но и потрогать, услышать. Это поможет открыть различные каналы восприятия информации у первоклассников, обеспечит удобство запоминания, будет способствовать более быстрому переходу от изучения букв к чтению и письму. Такие буквы помогут развить воображение. Азбуку можно повесить низко на стене, чтобы каждый мог запросто приложить к ней свои пальчики, даже не во время урока. Не одно поколение первоклассников сможет обучиться по ней грамоте. Изделие полностью и четко выполняет все заложенные в него функции.

Азбука получилась более привлекательная, чем я планировала в начале работы над проектом. Я и сама бы хотела поучиться по такой азбуке! Думаю, что это будет замечательный подарок моей первой учительнице. Подарок-помощник учителю начальных классов не просто справится со своим основным назначением – обучение грамоте, но и поможет выявить первокласснику его еще не раскрытые возможности.

Уникальность моей азбуки заключается в том, что она, воздействуя в игровой форме на различные каналы восприятия информации, увеличивает скорость восприятия и, как следствие, развивает интеллект. Выполняя свою основную функцию, азбука будет помогать формированию твердого, четкого представления у первоклассников о характеристике звуков и букв, их обозначающих, посредством своих универсальных свойств.

Такая азбука может помочь и слабовидящим первоклассникам, которые есть в нашей школе.

Азбука теряет смысл, если тактильных букв нет у каждого ученика, поэтому с помощью одноклассников, которые поддержали мою идею, создан комплект тактильных букв для учащихся всего первого класса. Но в этот комплект внесены изменения: заменили бубенчик на его беззвучную имитацию. Ведь в противном случае будет очень шумно во время урока. В наших планах добавить и третий дом с пустыми кармашками, в которые можно выставлять слова.

Все учителя начальных классов, которые видели мое изделие, отметили достоинство конструкции и исполнения изделия. Они даже выразили желание иметь подобную азбуку в своем кабинете.