Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


Научная исследовательская работа «Реформы агропродовольственного сектора России»

Номинация: Самая актуальная работа













Оценить:

Рейтинг: 3.9

Автор: Сатушев Д.И. Наставник: Корнеева Е.К.
Город: Москва
Место учебы: ГБОУ СПО Коммерческо-банковский колледж № 6

Советский агропродовольственный сектор всегда отличался низким уровнем развития. В последнее десятилетие Советской власти темпы роста в сельском хозяйстве были практически нулевыми, техническая и экономическая эффективность не росла и даже падала. Государство несколько десятилетий поддерживало неизменные розничные цены на основные продукты питания, в то время как номинальные доходы населения непрерывно росли. Это порождало постоянный продовольственный дефицит, различные схемы рационирования потребления. С другой стороны, неизменность розничных цен сочеталась с ростом закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, которые в 1980-е годы по большинству продуктов уже превышали розничные цены. Такая политика приводила к растущим государственным субсидиям. Всё это происходило на фоне падения мировых цен на основной экспортный товар страны - газ и нефть, что приводило к резкому снижению бюджетных доходов. Такое обострение ситуации вызвало интенсивные попытки реформирования агропродовольственного сектора в рамках централизованно планируемой экономики. Однако все реформаторские усилия оказались безрезультатными.

Таким образом, радикальная реформа аграрного и продовольственного сектора страны к началу 1990-х годов стала острой национальной проблемой. Отсюда вытекали и её основные задачи: кардинальная смена аграрного строя, введение более эффективных производственных отношений в аграрном комплексе, снижение давления агропродовольственной сферы на бюджет.

В агропродовольственном секторе в XXI веке произошли значительные изменения: ликвидирована государственная монополия на землю, создана принципиально иная структура аграрного производства, приватизировалась пищевая и перерабатывающая промышленность, сформировалась определённая инфраструктура агропродовольственного рынка. Уже сами по себе данные изменения потребовали колоссальных перемен в психологии людей, субъектов рынка, и в этом смысле прошедшие годы не потрачены впустую. Сектор стал значительно более адекватно реагировать на рыночные сигналы, возникли рыночные институты, экономика агропродовольственного сектора стала более открыта, и соответственно, более зависима от глобальных мировых процессов.В то же время процесс трансформации привёл к резкому снижению объёмов производства по всей продовольственной цепи, сокращению эффективности аграрного сектора и ухудшению социального положения сельских жителей. Во многом этот результат объективен, обусловлен накопленными проблемами в советское время. Но в значительной мере кризис сектора вызван и неадекватной государственной (как федеральной, так и региональной) аграрной политикой.

Цель научной исследовательской работы дать анализ преобразований в современном агропродовольственном секторе России и рассмотрение первоочередных мер Федеральной агропродовольственной политики РФ.

Задачи моей научной исследовательской работы:

- проанализировать аграрные реформы XIX-XX вв. в России

- проанализировать необходимость задачи современной аграрной политики в РФ

- рассмотреть перспективы развития агропромышленного комплекса РФ в современных условиях.

***

Давая оценку сегодняшней аграрной политике, можно сказать, что она носит хаотичный, нетрадиционный и реакционный характер, что привело российскую деревню к катастрофе . Все это не только не приближает решения продовольственной проблемы, но и отбрасывает страну далеко назад. Не стихия рынка, а целенаправленные действия государства должны составлять основу реформы. Для полноценного обеспечения населения продовольствием нужно, чтобы государство оказывало действенную помощь сельскому хозяйству, помогая повышать его эффективность, как это делается во всем мире. Так, в странах Западной Европы, объединившихся в ЕС, на сельское хозяйство расходуется более 65% бюджета, а управление стало централизованным, направленным на увеличение продуктивности сельского хозяйства, стабилизацию рынков, обеспечение справедливого уровня жизни сельского населения, умеренные цены для потребителей.

Кризис сельского хозяйства - это кризис в государстве. Сегодня уже можно с полным основанием утверждать , что земельная реформа как проявление новой аграрной политики была изначально рассчитана на разрушение сельского хозяйства. И все дело в том, что сутью такой политики стало понимание земли не как средства производства, а как средства удовлетворения потребности, то есть отношение к земле рассматривается, как к обычному товару, подверженному свободной купле-продаже. Пользуясь этим, принимаются документы о частной собственности на сельхозугодья, о продаже земли, имеющие антикрестьянскую, более того, антинародную сущность.

Во-первых, реформирование аграрного сектора экономики на базе частной собственности на землю и ее купли-продажи экономически непосильно, если преследовать цель поднять его на цивилизованный уровень, наоборот, оно отбросит это дело к уровню прошлого века, преодоленному миром.

Во-вторых, ныне действующее законодательство, освящающее частную собственность на землю, куплю-продажу ее, разрушение общественного производства, осуществляющееся в основном в форме указов Президента, будет способствовать развалу Российского государства, ибо есть республики и регионы, которые не признают такую реформу.

В-третьих, частная собственность на землю и купля-продажа ее чужды общественной исторической природе и национальному самосознанию российского крестьянства. Насаждение ее приведет к социальной обездоленности и нищете основной части населения, пауперизирует крестьянство, вызовет серьезные социальные конфликты, а при определенных условиях и гражданскую войну. Об этом свидетельствует исторический опыт, и этого не следует забывать.

Таким образом я считаю, что цель моей работы достигнута. Анализ отечественного и мирового опыта показывает, что переход от одной системы хозяйствования к другой в агропромышленном комплексе требует для проведения реформ относительно продолжительного времени с учетом особенностей развития производительных сил, национальных традиций и обычаев.