Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


Сальвадор Дали и математика

Номинация: Самая актуальная работа



















Оценить:

Рейтинг: 3.52

Автор: Крылова Екатерина Дмитриевна, Петрухин Антон Владимирович. Наставник: Синилова Татьяна Николаевна.
Город: Москва
Место учебы: ГБОУ МГТТЭП им.Л.Б.Красина

1.Введение

Большой интерес вызывает личность художника и его творчество, поэтому я выбрала именно эту тему для своего реферата. Его работы современны разнообразны, непредсказуемы и исторически востребованы.Они отличаются от других художников неопределенностью двусмысленностью. В его картинах немало элементов игры ,выдумки , поисков наиболее сильных выразительных средств. Особенность его работ в том ,что он давал фантазировать перед своими полотнами, искать и находить в них то, что хотелось бы видеть и понимать.
Целью работы  является поиск закономерностей развития творческой деятельности художника Сальвадора дали и влияние на его творчество его семьи.
При этом решались следующие задачи:
1. Исследовать его деятельность, и проанализировать его идеи . Дали -ярчайший пример уникальной смеси гениальности и сумасшествия. Загадку этой личности до сих пор пытаются разгадать очень многие.
2. Провести сравнительный анализ данных и сделать выводы для себя.
3. Выяснить основные этапы жизни и творчества Сальвадора Дали
4. Интересно донести данную информацию для учащихся нашего техникума
5. Изучить все события и факты, связанные с темами его работ.
6. Найти связь его работ и математики.
7. Сделать вывод на основе изученного материала.
    Объект исследования – творчество художника
Предмет исследования – творческая деятельность Сальвадора Дали.
Гипотеза основывается на следующих положениях: развитие творчества художника было закономерным так как :
*Родители очень повлияли на его психику и развитие как человека.
* Сверстники не признавали будущего художника.
* Замкнутость характера сыграло свою роль .
*Личная жизнь художника.
*Его восприятие мира
*С  ранней юности, им двигало желание отличаться от своих современников, и в то же время ему хотелось быть признанным ими главенствующей личностью со своими всегда правильными взглядами.

2. Семья и детство Сальвадора Дали

Сальвадор Филипп Яхинто Дали  Доминик родился 2 Мая 1904 года. Его отец был государственным нотариусом в Фигерасе. Он знал свое место в обществе и, как многие каталонцы, был антимадридским республиканцем и к тому же атеистом. Мать Сальвадора Дали также была типичным представителем своего класса. Она была любящей женой и непоколебимой католичкой, которая, вне всякого сомнения, настояла на том, чтобы ее семья регулярно посещала церковь.
Вскоре у Дали сложилось устойчивое мнение о том, что родители любили вовсе не его, а старшего брата, умершего в 1903, за год до его рождения. В 5 лет, после очередного посещения с матерью кладбища, Сальвадор сформировал собственное мнение о родительской любви, решив, что она предназначена не ему, а умершему брату. Чтобы обосновать свое право быть любимым сыном, Сальвадор назвал себя реинкарнацией брата и стал осваивать приемы манипулирования родителями. Желая получить свое, гиперчувствительный ребенок впадал в истерики, обливался слезами, а иногда вытворял вещи и похуже.

3. Юность

Большая часть юности Дали прошла в семейном домике возле моря в Кадакесе. Здесь мальчик с богатым воображением общался с местными рыбаками и рабочими, вбирая в себя мифологию низших слоев общества и изучая суеверия своего народа. Здесь мальчик с богатым воображением общался с морем. Он находил поддержу и общение в нем,ведь именно поэтому во вмногих его картинах можно наблюдать море и мальчика в матроске,это его воспоминания о детстве.
Возможно, это повлияло на его талант и стало предпосылкой вплетения мистических тем в его искусство. Как утверждала Анна-Мария, их дом был такой же, как и все остальные. Жизнь казалась счастливой, хотя смерть матери от рака в 1921 году явилась огромным эмоциональным потрясением и тяжелым ударом для семьи.
Когда Дали исполнилось семнадцать, он уже начал завоевывать признание в художественных кругах Фигераса. Он покинул дом, уговорив отца помочь основать свою художественную студию в Мадриде при Академии изящных искусств Сан-Фернандо, одним из самых известных директоров которой был Франсиско Гойя. Сальвадор Дали отправился в Мадрид в 1922 году. Он был полон самоуверенности молодого человека, ищущего приключений, но знающего, что дома его ждет тихая пристань. Однако впоследствии это убеждение было сильно поколеблено.
Четыре года спустя после смерти жены отец Дали женился на бывшей жене своего брата. Дали счел это предательством. Так родилась одна из самых первых его аллегорий, основанная на истории Вильгельма Телля, которого Дали превратил в Эдиповского отца, желающего уничтожить своего сына. Дали использовал эту тему в некоторых своих картинах на протяжении многих лет. Иногда он включал в них свою жену Галу и Владимира Ильича Ленина, которого Дали считал неприкосновенной фигурой отца (как тому учили сюрреалисты).

4. Изобретения Сальвадора Дали

Сальвадор Дали был не только гениальным художником, но и изобретателем. Многие его изобретения воплощены в реальности, несмотря на то, что первоначальный замысел казался совершенно безумным. Правда, Дали был не совсем доволен. Он писал: "Все мною изобретенное, воплотилось в жизнь - но не мною и столь бездарно, что и сказать нельзя"
Спектральные очки-калейдоскоп, преображающие действительность. Это Дали придумал специально для автотуристов в случае, если пейзаж наводит скуку.
Туфли на рессорах, чтобы наслаждаться ходьбой.
Хитроумный грим, истребляющий тени. Дали действительно с ним экспериментировал, тщательно изучая состав, которым пользуются японские гейши.
Фотомаски для репортеров. Это, пожалуй, скоро станет насущной необходимостью. Все чаще репортеры становятся участниками судебных разбирательств, особенно связанных с нарушением закона о вторжении в частную жизнь. А так – надел фотомаску с портретом Че Гевары, и пусть его потом поищут.
Пластиковое кресло, застывающее в точном соответствии с фигурой хозяина.
Еще Дали выдумал платья с разнообразными анатомическими накладками, сконструированными по точным расчетам и в полном соответствии с идеалом женской красоты, рожденным мужским эротическим воображением. Пожалуй, единственной не совсем обычной деталью платьев Дали являются добавочные груди, которые нужно прицеплять к спине. Как полагал Дали, они должны были произвести полный переворот в моде.
Накладные ногти с маленьким зеркальцем в каждом из них, чтобы смотреться.
Прозрачный манекен - внутрь льют воду и запускают рыбок, чтобы дать наглядное представление о кровообращении.
Осязательное кино Дали разработал самым подробным образом. Довольно простое приспособление позволит зрителям осязать - в точном соответствии с изображением на экране - все что угодно: шелк, шерсть, мех, шероховатую поверхность раковины, сыпучую струйку песка, гладкую кожу. Здесь Дали продвинулся даже дальше, чем современные компьютерщики. Сколько они не бьются, осязать что-либо с помощью электронных устройств пока никак не получается.





5. Творчество и  открытие музея в Фигерасе.

В 1960 году в ответ на просьбу мэра г. Фигерас подарить муниципальному музею картину, Дали решает сделать родине более ценный подарок и создать целый музей. Уже 8 августа 1961 года Дали объявил о своем желании во всеуслышанье, объявив заодно и о том, что будущий музей расположится в здании разрушенного городского театра, постройки 40-х годов XIX века, сгоревшего почти дотла в 1939 году.
Почему театр? Все логично. Вот как объяснял свое решение сам художник:
«Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви, в которой я был крещен; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, я впервые выставил свои живописные работы».

Руины театра, которые муниципия передала Дали для обустройства музея, представляли собой останки фундамента, кое-где возвышающиеся стены и чудом сохранившиеся проходы в ложи и портальная арка сцены. С момента начала строительных работ до их окончания прошло 14 лет. Дали был воодушевлен идеей собрать все свои необыкновенные творения под одной крышей, объединив их в единый мистический ансамбль. Он лично контролировал каждый участок работ, отшлифовывая образ будущего «лабиринта сюрреализма» до мельчайших деталей. Это был самый крупный и самый затратный проект художника: на создание театра-музея ушли почти все личные сбережения Дали, правительственные субсидии и многочисленные пожертвования горожан и друзей. А в результате потраченных усилий город приобрел достопримечательность с мировой известностью, а сам Дали стал одним из немногих гениев, чей талант был признан прижизненно и увековечен в музейной экспозиции. Открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года. И, наконец, третья архитектурная мистификация — гигантские «Шалтаи-Болтаи», сидащие на стенах, а точнее, украшающие крышу здания. Их белоснежная скорлупа ярко контрастирует с темно-красными стенами с золотистыми вкраплениями из… хлебных булочек — самого любимого фетиша мастера.На каждой работе Сальвадора стоит печать собственность Сальвадора и Галы Дали.

6. Знаменитые работы
"Плоть на камнях" - картина, написанная в 1926 году. Дали называл Пикассо своим вторым отцом. Данное полотно выполнено в несвойственной Сальвадору кубистической манере. Кроме того, Сальвадором были написаны и несколько портретов Пикассо
Приспособление и рука" - картина, написанная в 1927 году. Продолжаются эксперименты с геометрическими формами. Уже чувствуется та мистическая пустыня, манера написания пейзажа, свойственная Дали «сюрреалистического» периода.

В другой картине этого периода, "Первые дни весны", художник наслаждается своим чувством свободы. Диагональные линии в центре полотна похожи на дорогу или ступеньки, ведущие к горизонту. Фигура одиноко сидящего человека слева намекает на кого - то, повернувшегося спиной к остальной части картины, на которой среди прочего есть маленькая фотография Дали - ребенка и женщина, к груди которой прицепилась саранча. На переднем плане мы видим парочку. Мужчина сует свои горящие руки в ведро, из которого вырастает фигура фаллоса.

Эта работа была создана во время крайнего личного стресса для Дали. Его отец в это время становится все более разочарованы выбором профессии сына и его неортодоксальным поведением.
Комната-иллюзия «Лицо Мэй Уэст»
Глазами изображения служат увеличенные отретушированные фотографии картин пуантилистов с видами Парижа; нос - это камин с поленьями; парик, вошедший в книгу рекордов Гиннесса, был сделан известным парикмахером Льюисом Льонгерасом; и наконец, следует отметить диван-губы, идею которого Дали воплотил еще в 1937 году в образце, выставленном в парижском магазине своей знакомой, дизайнера Эльзы Скиапарелли.
Мягкие часы
Дали толковал гибкие часы как символ четырехмерного непрерывного пространства (четырехмерного континуума, объединяющего три измерения пространства и одно измерение времени). Идея картины возникла у Дали после ужина, когда он наблюдал за остатками расплывающегося сыра камамбер и тотчас спроецировал его аморфные формы на пустынный пейзаж картины, над которой как раз тогда работал.
Французкий батон
На этой картине четко показано противопоставление твердого и мягкого присутствует на картине «Французкий батон»,только вместо мягких часов-мягкая яичница.

Картины Дали связанные с математикой
Ласточкин хвост (англ. swallow tail) — нерегулярная поверхность в трёхмерном пространстве, определить которую можно несколькими эквивалентными способами. Рассмотрим многочлен P(x) = x4 + ax2 + bx + c от переменной x, зависящий от коэффициентов a,b,c (и переменная, и коэффициенты предполагаются вещественными). Каждой тройке коэффициентов a,b,cоднозначно соответствует многочлен P(x), а также точка в пространстве с декартовыми координатами (a,b,c). Тогда «ласточкин хвост» определяется как поверхность S в пространстве с координатами (a,b,c), точкам которой соответствуют многочлены P(x), имеющие кратные корни.
АТОМНАЯ ЛЕДА
Атомная Леда" была написана на принципе неприкосновения. Дали заглядывал в книги по ядерной физике и хорошо знал строение атома. Его поражало, что вокруг ядра суетятся эти самые частицы не соприкасаясь. Он с юности исповедал теорию несоприкосновения тел, терпеть не мог физических контиктов ни с кем, кроме Галы (о том же пишет и в романе "Тайные лики"). И то же самое сцществует в микромире! Мир материальный, оказывается, устроен на духовных началах! Чтобы построить архисложнейшую композицию "Атомной Леды", Дали пришлось обратиться за помощью к математику, румынскому князю М. Гике, который и помог рассчитать пропорции. Здесь впервые, как утверждал художник, море изображено парящим, оно не соприкасается со дном; также не соприкасается Леда с лебедем м все прочие предметы и элементы картины.

7. Сальвадор Дали и история возникновения логотипа Чупа-Чупс.

Когда-то "Чупа-Чупс"был простым леденцом в обычной обёртке. Но популярность его выросла настолько, что продолжаться так дальше не могло. Выручил Сальвадор Дали, создавший логотип для конфеты.
В 1958 году Энрику Бернату в наследство от деда досталась компания. Она выпускала около двухсот наименований продукции и была, что называется, предприятием средней руки. Бернат однако же совершил переворот – фирма стала производить только леденцы и приобрела при этом всемирную известность.
Дело в том, что Энрике Бернат первый придумал посадить леденец на палочку. Чтобы детишки, хватаясь за конфету руками, не делали потом липким всё, что их окружает.
Детям нововведение показалось занятной игрушкой, а родители оценили практичную сторону дела. Успех на родине, в Испании, был феноменальным. А в связи с ослаблением и падением диктатуры генерала Франко, карамель "Чупа-Чупс"вышла на мировой рынок. Разумеется, всемирно популярному товару потребовался логотип.
Первое, что пришло Энрику Бернату в голову – обратиться за помощью к своему земляку, Сальвадору Дали с просьбой создать что-нибудь запоминающееся. Художник, услышав, что от него требуется, быстренько набросал проект будущего шедевра и вручил директору конфетной фабрики. Уже через час логотип был готов.
Основной фишкой является то, что логотип находится не на боку у конфеты, что, казалось бы, само собой разумеется, а сверху, что делает его более броским.
Дело было в 1969 году. И с тех пор логотип нисколько не менялся. Это лишний раз доказывает, что гениальность Сальвадора Дали проявлялась во всём, что он ни делал – и в живописи, и в дизайне упаковки.

8. Заключение.

    Период детства и юности определяет всю дальнейшую жизнь. Это время выбора. У Дали это особенно показательно: на его творчество наложили отпечаток многие переживания, поступки, впечатления и стрессы детства и юности.
В его картинах немало элементов игры, эпатажа, выдумки, поисков наиболее сильных выразительных средств. Он постарался внести сумятицу в умы еще и своими литературными сочинениями, где порой не столько раскрывает, сколько скрывает - вольно или невольно - причины тех или иных своих решений.
Тем, кому нравится толковать произведения Сальвадора Дали на свой лад, со своими личными пристрастиями и воспоминаниями, вряд ли есть смысл читать книги о нем. Подобно многим художникам XX века, он давал возможность фантазировать перед своими полотнами, искать и находить в них то, что хотелось бы видеть и понимать.
Такой подход к произведениям искусства распространен и оправдан. Он соответствует наиболее абстрактному и эфемерному чередованию звуков и аккордов, созвучий и диссонансов - музыке. Живопись в этом отношении более зрима, конкретна, даже если это абстрактные фигуры. Динамика живописной картины возникает благодаря движению глаз, и есть еще "застывшее мгновение", когда взгляд охватывает картину как единое целое.
Сальвадор Дали с некоторых пор предлагал зрителю множество отдельных образов, вызывающих сложные ассоциации. Важную роль стали играть детали, порой мелкие, разрозненные. Нелегко обнаружить связи между ними, а еще труднее понять, что все это означает.
Он признавался (по-видимому, откровенно), что не может объяснить содержание многих своих картин. Хотя продумывал свои работы и был противником "автоматического письма", что называется, как бог на душу положит. Работа над крупным полотном, насыщенным деталями, тщательно выписанными, а не кляксами или геометрическими фигурами, продолжается неделями, а то и месяцами; за это время не раз изменится настроение художника, возникнут новые идеи.
Короче говоря, подавляющее большинство картин Сальвадора Дали предоставляют простор для личного творчества зрителя. Это - одна из важных составляющих успеха его произведений.