Музей декоративно-прикладного искусства Лицея традиционных искусств народов Забайкалья №38. Экспозиция "Семейские в Забайкалье"









Оценить:

Рейтинг: 3.52


Автор: Буркова Анастасия Викторовна (Республика Бурятия, Иволгинский район, с.Иволгинск).

СЕМЕЙСКИЕ В ЗАБАЙКАЛЬЕ

Придя на экскурсию в музей декоративно-прикладного искусства Лицея традиционных искусств народов Забайкалья №38, я увидела много интересных экспозиций. Больше всего меня заинтересовала экспозиция, посвященная семейским, так как собранный материал удивляет своей самобытностью. Проживая в Бурятии мы слышали, что есть такая этническая группа семейские-старообрядцы, а подробно о них я узнала на экскурсии в музее.

С большим интересом и искоркой проводят экскурсии учащиеся-экскурсоводы. Собранный материал удивляет подлинным произведением декоративно-прикладного искусства. Посетив музей, я узнала, что семейские - это своеобразная этнографическая группа русского старообрядческого населения Сибири. Их предки выступили в 17 веке против церковной реформы Никона (патриарх Руси) и были подвергнуты жестоким преследованиям и гонениям со стороны правительства и официальной православной церкви. Скрываясь от преследований, старообрядцы бежали на окраины Российского государства и за его пределы на земли Белоруссии, Украины, Польши и проживали в тех местах почти сто лет, основали там десятки поселений и слобод.

В Забайкалье история старообрядцев началась в XYIII веке. По указу Екатерины II от 1762 года они могли селится «особливыми слободами», жить по своим правилам, им давались от всех податей и работ льготы на 6 лет. Началось массовое переселение бежавших ранее за границу старообрядцев из Польши в Сибирь. Переселение русских людей из Европейской России за Байкал имело принудительный характер.

Старообрядцы, переведенные насильственно в эти места целыми семьями, получили название «семейские». Так появились «семейские» староверы.

С 1764-го по 1770-гг. основные группы старообрядцев были расселены в Забайкальском крае по притокам Селенги, Уде, Хилку, Чикою,Тугную, Куйтуну в 30 селениях. Значительная часть их была переселена к русским старожилам (Куйтун, Тарбагатай, Большой Куналей, Бичура, Мухоршибирь, Никольское ; другая же – основала новые селения. В настоящее время семейские проживают в Бичурском, Мухоршибирском, Тарбагатайском, Заигревском, Хоринском, Кижингинском, Еравнинском и других районах Бурятии и Читинской области.

На протяжении веков старообрядцы сохраняют обычаи, нравы и веру своих предков, обособляясь от окружающего населения. Своеобразие культуры этого народа оформилось не сразу. Истоки ее в древней Руси.

В силу своих религиозно - этических и этнических убеждений семейские сохранили в своем образе жизни очень много привлекательных черт: крепость нравственных устоев, культ семьи и почитание старших, завидное трудолюбие, добротно срубленные дома, национальную одежду, старорусские обычаи и обряды, книги и иконы дониконианского письма. Народное искусство семейских – одно из ярких явлений в культуре России.

В одежде семейских, прежде всего, выделяется севернорусский комплекс, прослеживаются в нем черты юго-западных областей России, а также украинско-белорусского влияние. Национальная одежда семейских, представленная в экспозиции музея, поражает своей самобытностью, ярким колоритом. Костюм женщины состоит из рубаха, сарафана, запона, пояса кички и платка (шаль-атлас), а дополнением служат украшения (янтарь, стекло). Мужской костюм состоит из рубахи, пояса штанов, головного убора, верхней одежды и обуви. Детский костюм является точной копией одежды взрослых. А также меня поразило то, что экспонаты в основном выполняют учащиеся лицея.

Без знания родной истории предков, без восстановления народно – региональных традиций, обычаев, без дальнейшего совершенствования национальной и отечественной культуры, без чувства кровной связи с родными близкими, национальной гордости, уважительного отношения к предкам, старшим, друг другу, невозможно приобщение к народным традициям и истокам культуры.

После посещения музея мне захотелось использовать традиционные элементы одежды семейских в современной одежде. В настоящее время во всем мире ценится одежда, отличающая национальным своеобразием и украшенная элементами народного костюма. И я хочу продолжить эту традицию.

Директор ГОУ НПО ЛТИНЗ №38: Куприянов Анатолий Александрович.

Заведующий музеем, экскурсовод: Пахомова Валентина Николаевна.

Адрес музея: 671050, Республика Бурятия, Иволгинский район, с.Иволгинск, ул.Ленина, 11, ГОУ НПО «Лицей традиционных искусств народов Забайкалья №38».

Телефон: 8(30140)21-3-82.

E-mail: nachalnoe@mail.ru.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее