Музей паровозов

Номинация: Победители




































































Оценить:

Рейтинг: 3.35


Автор: Александрина Марина Валериевна (Москва).

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТИЛЕ РЕТРО

Путь в этот музей долог и до недавнего времени был совсем непрост, поскольку расположен он практически в лесу. Но в нашей стране – это единственное место, где сохраняется история удивительного явления – узкоколейной железной дороги. Сохраняется благодаря энтузиазму неравнодушных к своему прошлому людей.

Когда-то, совсем ещё недавно существовала Переславская узкоколейка, созданная для транспортировки торфа, добыча которого велась в обширных болотах Берендеева царства по берегам речки Вёксы, на предприятия Переславля Залесского.. Дорога стала приходить в упадок в конце 1980-х годов. Резко снизился спрос на торф, узкоколейка стала убыточной. От гибели её спасло тогда Ярославское кооперативное объединение «Декор». Переславская узкоколейка стала первой в стране частной железной дорогой. Сейчас же от неё сохранилась, благодаря музею небольшая ветка через Блудово болото как заповедный участок.

Уникальность этого музея паровозов в том, что он расположен на настоящей станции в лесном посёлке Талицы. Здесь на путях и в депо размещена коллекция локомотивов, вагонов, железнодорожной атрибутики конца XIX – середины XX века. Экспонаты музея, среди которых есть настоящие раритеты, существующие в единственном экземпляре, дают представление обо всём многообразии узкоколеек. Некоторые паровозы, мотовозы, вагоны, дрезины восстановлены до рабочего состояния. Остальная часть коллекции ещё ждёт своего часа. Ещё одной особенностью музея считается то, что он сам является маленькой железной дорогой. Из посёлка на живописную поляну посреди Блудова болота ведёт двухкилометровая заповедная узкоколейка. По ней можно прокатиться на поезде в вагоне 60-х годов прошлого века и ручной дрезине. И стоит это удовольствие по нынешним ценам просто копейки.

До недавнего времени попасть в этот музей можно было только в хорошую погоду. В распутицу добраться до него по сельской грунтовой дороге практически было невозможно. Информацию о состоянии дороги сотрудники музея постоянно давали на его сайте. А количество посетителей постоянно росло. Что заставило руководство музея всерьёз задуматься о создании столь необходимой инфраструктуры. Так был разработан проект «Сельский автобус 40-х годов».

Проект стал победителем V конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» нынешнего года, который проводится Благотворительным фондом В. Потанина при поддержке Министерства культуры РФ и оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры. Полученный грант позволил очень оперативно, в течение лета реконструировать затруднённый участок дороги протяжённостью 2, 5 км в стиле 40-х годов прошлого века. Для создания целостной картины лесная дорога оформлена в полном соответствии с условиями дорожного обустройства тех лет с необходимыми указателями, плакатами, дорожными знаками. Также воссоздана автобусная станция в стиле 40-х годов и навес для ожидающих транспорт пассажиров. Этим транспортом стал ретро-автобус «Рено», находящийся в коллекции музея и принимавший участие в съёмках исторического кинофильма «Диверсант». Этот автобус - реконструкция времён Второй мировой войны. Теперь он перевозит посетителей от автостоянки до музея. В дальнейших планах музея – восстановление настоящего отечественного автобуса 30-40-х годов, который в действительности колесил по сельским дорогам.

Первый в России частный музей техники был открыт в 1991 году. Паровозы со всей страны привозились в музей. И сейчас посетителей встречает уникальное собрание. В коллекции есть такие экземпляры, которых нигде в мире больше нет. А самое главное это уже невозможно повторить. Среди раритетов, которым уже более ста лет, можно назвать один из самых первых типов узкоколейных вагонов выпускавшихся в России. Он построен в 1900 году на Коломенском заводе. Редкостный экземпляр - платформа, построенная в 1890-х гг. была найдена в посёлке №18 бывших Шатурских торфоразработок. Ещё одна уникальная находка была сделана на одном из старейших участков добычи торфа в 1890-е годы близ города Богородска (ныне Ногинска). Двухосная деревянная вагонетка служила для перевозки кускового торфа. Найдена в 1996 году. Настоящий чудо – локомобиль (паросиловая установка), построенный в Англии в начале прошлого века, был найден в окрестностях Дубны на территории бывшего торфопредприятия.

Директор: Дорожков Сергей Витальевич.

Адрес музея: Ярославская область, Переславский район, пос. Талицы, ул. Лесхозная, д.1.

Телефон: 8 485 35 49479.

E-mail: info@kukushka.ru.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее