Музей экслибриса

Номинация: Победители
Оценить:

Рейтинг: 3.1


Автор: Александрина Марина Валериевна (Москва).

ТАЙНЫ КНИЖНОГО ЗНАКА

Более 15 лет назад в столице на Пушечной улице в Москве был создан уникальный – единственный в нашей стране Музей экслибриса. Его создателем был библиофил и коллекционер из Красногорска Владимир Лобурев. К сожалению, в прошлом году Владимир Васильевич ушёл из жизни. Но дело его жизни продолжается.

Владимир Васильевич был человеком удивительной судьбы. Офицер, награжденный орденами «Красной Звезды» и «Мужества», 30 лет прослуживший на Краснознаменном Северном флоте, полвека своей жизни он посвятил книгам и книжному знаку. Ещё в ранней юности впервые увидев экслибрис, он всерьёз им заинтересовался. И это увлечение быстро переросло в серьезное занятие библиофильством и экслибрисистикой, фактически стало основной профессией. В результате многолетних поисков и находок у Лобурева собралась солидная библиотека, насчитывающая до 9 тысяч изданий и значительная коллекция экслибрисов – около 16 тысяч, а еще различные материалы по книжному знаку - более 6 тысяч. Это богатейшее собрание Владимира Васильевича послужило основой коллекции Музея экслибриса, открытого его стараниями в 1991 году. Надо сказать, что в мире есть ещё только один подобный музей - в Бельгии. Он называется Экслибрисный центр.

Основной фонд столичного Музея экслибриса составляют собрания отечественного и зарубежного экслибриса, миниатюрных изданий и литературы по экслибрису, библиофильству и книжной графике, полученные в дар от известных московских библиофилов, в том числе и личное собрание Лобурева. А также коллекции экслибрисов, приобретенные Международным союзом книголюбов. Коллекция книжных знаков насчитывает более 46 тысяч экземпляров, в том числе 20 тысяч зарубежных из 34 стран мира. Среди них находятся как примитивные детские рисунки, так и настоящие шедевры малой графики ведущих мастеров России А. Калашникова, Ю. Ноздрина, М. Верхоланцева, Г. Ратнера и русских графиков В. Фаворского, М. Полякова и других. Великолепные работы английских, немецких, итальянских, чешских, австрийских, финских и других мастеров оформлены в виде выставок, которые музей неоднократно экспонировал не только в Москве, но и многих городах России.

Пополнение фондов идет, главным образом, за счет дарений художниками своих работ, персональные выставки которых проходят в музее. Иногда коллекционеры и библиофилы передают в музей экслибрисы, оставшиеся у них в семьях. Зарубежный фонд пополняется в основном за счет обмена экслибрисами во время международных конгрессов, в которых участвуют представители музея.

Экслибрис, как некий символ, всегда соответствует стилю, образу, вкусу, технике и самому духу времени, в котором живут книги и ее владельцы. К тому же отправной точкой в исследовании истории личных книжных собраний и общественных библиотек, позволяет часто как единственно достоверный факт, устанавливать принадлежность книги ее владельцу. Иногда он помогает определить и судьбу книги. Но экслибрис не только утверждает владельца, он также повествует об интересах, профессии, сфере деятельности, вкусах, особенностях книжной коллекции его «хозяина».

Помимо своего основного предназначения, книжный знак с момента возникновения, а в наши дни особенно как жанр малой графики, сам по себе стал предметом коллекционирования. Искусство экслибриса, столь высоко ценимое ныне, берет свое начало в Германии в XV веке. Выдающиеся немецкие художники Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах и Ганс Гольбейн работали над созданием книжных знаков. Из Германии традиция украшать книги художественными экслибрисами, а не просто обозначать принадлежность книги владельцу записью, сначала распространилась на Англию, Италию, Францию и Швейцарию, затем захватила практически все европейские страны, и позже стала традицией библиофилов всего мира. В России экслибрисы появились в начале XVIII века.

Одни из самых уникальных в собрании музея – экслибрисы сподвижников Петра I, в том числе фельдмаршала Якова Брюса, экслибрис Игумена Досифея, рукописный, датируемый XV веком и многие другие. Каждый, даже, выполненный современным графиком книжный знак интересен. Чего стоит, например, экслибрис размером 0,7 на 0,7 мм для миниатюрной книги «Хамелеон» А.П. Чехова, выполненный художником Анатолием Коненко из г. Омска. Кстати, он даже попал в «Книгу русских рекордов».

Адрес музея: г. Москва, ул. Пушечная,7/5.

Телефон: 628-29 -98.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее