Старая Малеевка. Дом-музей В. Лаврова

Номинация: Победители
Оценить:

Рейтинг: 3.35


Автор: Александрина Марина Валериевна (Москва).

НА РАЗВАЛИНАХ «МАЛЕЕВКИ»

Несомненно уже все знают, что знаменитый дом творчества писателей им. А.С. Серафимовича «Малеевка» снесён с лица земли. Культурное гнездо Подмосковья, хранившее память о выдающихся литераторах ХХ века погибло под ковшом экскаватора. Но мало кому до этого есть дело. Один из немногих, пытаясь спасти хоть что-нибудь, поэт Николай Чайка на своём скромном садовом участке создал музей, посвященный В. М. Лаврову – человеку, с которого и началась история Малеевки, как культурного гнезда.

Журналист, переводчик, издатель Вукол Михайлович Лавров в 1880 году начал издавать журнал «Русская мысль». Он привлёк к сотрудничеству Толстого, Гаршина, Григоровича, Короленко, Мамина-Сибиряка, Чехова и многих других литераторов. Его московский дом и подмосковное имение Малеевка, которое Лавров приобрел в 1886 году, стали центрами культурной жизни, где собирались не только писатели, но и артисты, музыканты и другие деятели культуры.

Именно в Малеевке в 20-е годы XX века был основан первый в Советском Союзе Дом творчества писателей. Сюда в разные годы приезжали Вересаев, Новиков-Прибой, Пришвин, Серафимович, Сергеев-Ценский, Фадеев. Здесь создавались произведения, ставшие классикой русской литературы. Во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела. Новые здания, напоминающие старинные дворянские усадьбы, были построены в 1956 году. В течение полувека здесь отдыхали и работали Ахмадулина, Маршак, Тендряков, Солоухин, Галич, Деменьев, Искандер, приезжали известные литераторы из союзных республик Дмитрий Яворницкий, Микола Нагнибеда, Чингиз Айтматов, Фазу Алиева…

Запустение Малеевки началось задолго до его полного разрушения. В 2001 году вышла в свет книга «Милая сердцу Малеевка», где были собраны воспоминания многих поэтов и писателей, не раз творивших здесь. В воспоминаниях Александра Городницкого можно прочитать: «Сам дом некогда роскошный, ухоженный, обветшал, обнищал, приходя постепенно в полную негодность. Старинная мебель мало-помалу разворовывалась, исчезала бесследно. Писались многочисленные жалобы на правление литфонда. Одного директора сменял другой, но воровство продолжалось. В конце концов исчез и гигантский буфет. Стараясь замести следы расхищения правление литфонда затеяло чрезвычайно дорогостоящий капитальный ремонт в здании, в итоге которого были уничтожены следы старинного интерьера. Стены столового зала и вестибюля оказались украшенными бездарными барельефами… Второй гордостью Малеевки была уникальная библиотека, собиравшаяся еще с дореволюционных времен, где можно было найти почти все, что нужно для работы. В последний год нашего приезда ее тоже начали потихоньку расхищать, несмотря на яростное сопротивление заведующей, немолодой больной женщины, бескорыстно и безнадежно борющейся с хитрым и всемогущным руководством. Сейчас в век рыночных отношений Малеевке приходит конец. Ворочавший когда-то огромными неподконтрольными деньгами, а ныне неожиданно обнищавший Литфонд сдает ее в аренду крутым бизнесменам. Скорее всего продаст за бесценок каким-нибудь удачливым предпринимателям. А жаль. Целая эпоха несчастной нашей литературы связана с этим местом». Слова Городницкого, написанные в 2000 году, оказались пророческими.

В его же стихотворении «Малеевка» есть такие строки: Не пишет никто здесь теперь ни романы, ни стансы. За нас перед вечностью слово, пытаясь замолвить Из пишущей братии в доме сегодня остался лишь С орденом Ленина гипсовый Серафимович.

Именно этот бюст Серафимовича прямо из-под ковша экскаватора вытащил Николай Чайка. Всё, что удалось спасти Николаю Николаевичу, теперь стало основой частного музея под названием «Старая Малеевка. Дом-музей В. Лаврова».

И хотя музей только в стадии становления, к Николаю Чайке уже приходят посетители из расположенного неподалеку санатория. Николай Николаевич показывает им свои сокровища и рассказывает историю Малеевки. Ему удалось сохранить гипсовый камин-барельеф с лепниной, который находился в главном доме на втором этаже. Сколько жарких литературных споров помнят эти безрукие фигурки гипсовых кариатид, старинный бильярдный шкаф с киями и шарами, книжный шкаф.

Директор и основатель музея: Чайка Николай Николаевич.

Точного адреса нет, так как музей расположен в садовом домике в пос. Дорохово Рузского района, рядом с санаторием «Дорохово» .

Телефон: 8 985 256 90 91.

E-mail: maleevka@ruza.ru.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее