Лицей традиционных искусств народов Забайкалья №38

Номинация: Победители








Оценить:

Рейтинг: 4.09


Автор: Мунккуев Борис Ринчинович (Республика Бурятия, Иволгинский район, с.Иволгинск)

Дорогие наши мастера!

Вы куете наше будущее, будущее нашей Республики Бурятии. Мне все очень понравилось в Вашем музее. Я как бы очутился в старине. Здесь есть красивые костюмы, ковры, очень много художественных изделий из дерева и металла. Интересными показались бурятские традиционные ножи. Из рассказа экскурсовода я узнал, что хороший нож ценился так же, как и меткий лук, дорогое седло и любой другой незаурядный предмет экипировки степного всадника, способствуя подъему престижа и славы его обладателя в глазах своих сородичей. Его заказывали местным мастерам – кузнецам и лишь в редких случаях довольствовались покупными, ярко украшенными экземплярами, предназначенными для сугубо парадного, праздничного ношения.

Вообще же у бурят ножи пользовались большим спросом, являясь орудиями первой необходимости. Нужда в них возникала не только на охоте или на войне, что само по себе понятно, но и в повседневной жизни, ибо скотоводы почти ежеминутно обращались к ним. Поэтому, по замечанию ученого историка М. Н. Хангалова, «хутага, нож не очень больших размеров, буряты постоянно носили на поясе слева. Ножи носили все: и большие, и маленькие, и женщины».

«Мадага» в сегодняшнем восприятии бурят – это большой однолезвый охотничий нож с острым удлиненным жалом. Его применяют при забое крупного рогатого скота и добыче диких животных – сохатого, марала, медведя, кабана. Потребность в нем диктовалась тем, что буряты всегда, когда это представлялось возможным, старались выпускать кровь из забиваемого животного. Этот обычай связан в основном по двум причинам. Одна, из которых заключалась в том, что кровь большинства парно - и однокопытных считалась лакомым атрибутом животных и шла на приготовление так называемой кровяной колбасы, начиненной в кишках с добавлением в нее кусочков брюшного сала, лука, молока и других специфических продуктов. А кровь, сваренная в желудке свеженины, была именным блюдом и могла преподноситься гостям наравне с бараньей головой (тоолэй), грудинкой (убсуу) и другими почетными частями туши.

Вторая из причин была обусловлена желанием получить визуально качественное мясо, каким, по представлениям бурят, являлось мясо со светло-розовой тональностью, без густо-кровяного окраса. Для этого убойному животному до снятия шкуры и разделки туши выпускали кровь, прорезая аорту и протыкая длинным ножом переднюю стенку сердца. Здесь-то и применяли длинный нож, именуемый «мадага».

Ножом специального применения, по-видимому, служило и режущее устройство, именуемое, «мояhоошо». Им пользовались при производстве стрел. Недаром поэтому стрельный мастер назывался «Моhоошин» - «владеющий ножом моhоошо, имеющий нож моhоошин». Поскольку этим инструментом выполнялись очень тонкие работы, требующие выверенной точности, постольку можно предполагать, что он имел тонкий и легкий клинок, удобный для обработки круглых и идеальных ровных древок стрелы.

В приведенных примерах речь идет не об обычных ножах, которые обозначались словами «хутага» или «хотиго», а об отдельных их видах, предназначенных для особых целей.

У ножей и других режуще-рубящих предметов вооружения подчеркнуто тщательной отделке подвергались их видимые части, в первую очередь, рукоять и ножны вместе с подвесными ремешками. Причем, для рукояти подбирались броские, внешне эффектные материалы, как корень, кап (нарост) березы, береста, кость, рога домашних и диких животных и древесина тропических растений. Как правило, торцы рукояти забирались во втульчатые обоймы из серебра, цветных металлов и их сплавов. На боковые поверхности рукояти накладывались чеканные украшения в виде блях различного графического и смыслового значения. Нередко она снабжалась кольцом для продевания цепочки или тонкого ремешка.

Еще больше внимания уделялось изготовлению и убранству ножен. Делали их из дерева, бересты и толстой кожи. В первом случае остов их собирался из двух зеркально соответствующих половинок, в плоскостях которых вырезалось полуложа клинка и нижней части ручки. Затем эти элементы соединялись между собой при помощи двух или трех круглых или плоских ободков из цветных металлов или сплавов. Поверхность футляра украшалась металлическими фигурными накладками, символизировавшими общепринятые в искусстве бурят понятия. К верхнему ободку с тыльной стороны ножен прикреплялось колечко для соединения с ним поясного шлевка из узкой полосы кожи.

Если основой для изготовления ножен служили береста или грубо обработанная кожа, то в этих случаях отпадала нужда в дереве, хотя она и не исключалась вовсе. Технология использования мягких материалов состояло в том, что сначала производили раскрой по форме и размеру вкладываемого в ножны участка предмета, после чего заготовку перегибали пополам и сшивали ее шнурками из исходного материала или нитками из длинных конских волос. Такие ножны имели чисто практическое, предохранительно-страховочное назначение и являлись хранилищами для повседневных хозяйственно-бытовых ножей. В связи со сказанным отметим, что буряты всегда с повышенной осторожностью относились к орудиям и особенно оружию, представлявшими хотя бы малейшую опасность для жизни и здоровья людей. Этому они приучали детей с младенчества. Им строго-настрого запрещалось в играх и забавах замахиваться друг на друга острыми, опасными предметами, например, целиться из лука, холостого ружья, размахивать ножом или топором, чтобы нечаянно не нанести окружающим увечье или даже смерть. Взрослые мужчины, заходя, в гости к соседу или заезжая по пути следования в незнакомый дом, по существовавшему обычаю должны были снять с пояса ножны с ножом и передать их хозяину в знак своих мирных намерений и уважения к нему. Этот этикетный поступок назывался «хутага (хотиго) буулгаха» - опускать нож, снимать нож с пояса.

На сегодня же, очень широко практикуется всевозможные сувенирные ножи: бурятские мужские и женские ножи, настольные и даже в виде охотничьего ножа. Современные мастера, имея в своем арсенале современное оборудование и инструменты, изготавливают оригинальные, качественные и все чаще практичное, отвечающие всем требованиям современного потребителя.

После посещения музея, я увлекся художественной обработкой металла, получил специальность чеканщика художественных изделий и работаю на предприятии народных промыслов Бурятии «Гэсэр».

Адрес музея: 671050, Республика Бурятия, Иволгинский район, с.Иволгинск, ул.Ленина, 11, ГОУ НПО «Лицей традиционных искусств народов Забайкалья №38».

Телефон: 8(30140)21-3-82

E-mail: nachalnoe@mail.ru

Директор ГОУ НПО ЛТИНЗ №38 Куприянов Анатолий Александрович

Заведующий музеем, экскурсовод – Пахомова Валентина Николаевна


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее