Химические загрязнения территории России

Начало: 10.04.2007 | Окончание: 04.05.2007

Лев Александрович Федоров

Федоров Л.А. - доктор химических наук, президент межрегиональной общественной экологической организации «Союз "За химическую безопасность"».

Сфера научной деятельности Льва Александровича Федорова - физическая химия. Он автор трех монографий и примерно 150 научных работ по физической химии, преимущественно в области спектроскопии ядерного магнитного резонанса.

В 1992 году в газете "Московские новости" опубликовал в соавторстве статью "Отравленная политика", после чего оказался одним из фигурантов шумного дела против "разгласителей государственной тайны" в области химического оружия, впоследствии благополучно лопнувшего.

В 1993 году создал и возглавил Союз "За химическую безопасность", который выступает в защиту людей и природы от химической агрессии государства. Союз занят изучением и преодолением экологических последствий разработки и создания запасов химического, ракетного и биологического оружия, а также преодолением ущерба для людей и окружающей среды неумеренного использования опасных химических соединений, таких, как пестициды, диоксины, тяжелые металлы и др. Лев Александрович – автор нескольких сотен научных и публицистических статей по вопросам экологии (экология, химическое оружие, диоксины, другие органические экотоксиканты), автор первых на русском языке научных монографий по таким серьезным экологическим проблемам, как загрязнение диоксинами (1993), советское химическое оружие (1995), советское биологическое оружие (2006). Совместно с членом-корреспондентом РАН Алексеем Владимировичем Яблоковым Лев Александрович издал монографию об экологических аспектах применения пестицидов (1999).

Просмотров: 18029 | Комментариев: 1

Анна
Здравствуйте, Лев Александрович!
Разве могут мизерные суммы штрафов за загрязнение окружающей среды покрыть расходы на ликвидацию последствий экологических катастроф? Есть ли надежда, что в экологическом законодательстве наведут порядок?
Почему так широко используются в быту средства, отмеченные знаком "токсично для биологических объектов", неужели нельзя перейти на безопасные чистящие средства? Принимаются ли какие-то меры в этом направлении, какова ситуация за рубежом?

Лев Александрович Федоров
К сожалению, надежд нет никаких. Мизерные штрафы за загрязнение воздуха и вод - это сознательная политика нашей властной бюрократии все последние десятилетия. Так она способствовала ускорению развития социалистической индустрии. В наши дни происходит то же самое. В результате низких штрафов за вредные выбросы предприятия не получают стимула к совершенствованию, а в бюджете не возникают деньги на ликвидацию экологических катастроф. Нет их и сейчас, и никакой Шойгу этим заниматься не будет. К сожалению, нам (обществу) еще придется пройти долгий путь до осознания экологической ответственности. А во многих странах Запада этот путь уже пройден.

Антон
Здраствуйте, Лев Александрович. 1. Где можно посмотреть уровень загрязнения своего города (Березники) и Пермского края, в частности?
2. Как изменилось отношение к защите природы за время президенства Путина? Денег больше тратится или меньше?
3. С какой страны надо брать пример?

Лев Александрович Федоров
Думаю, что честнее всего о загрязнении Березников и вообще Пермского края пишет "Пермский обозреватель". На его сайте эта информация есть. Однако для Березников, на мой взгляд, особенно опасны два наследия прошлого: 1) то, что пустые калийные выработки находятся прямо под городом (была такая экономия при товарище Сталине – не относить строящийся город подальше от шахт), так что неожиданное появление новых провалов прямо посреди города – это лишь вопрос времени; 2) вредные отходы от прошлого производства иприта захоронены где-то на берегу реки.

Что касается политического режима и его роли в решении проблем экологии, то ситуация в стране не столь ободряющая, как хотелось бы. При президенте Путине министерство охраны природы превратилось в министерство использования природы. А экологией в Госдуме заправляют атомные лоббисты.

И добрых перспектив пока, к сожалению, не просматривается.

Владислав
Здравствуйте , Лев Александрович! В зимний период в нашей стране практически во всех населенных пунктах и соединяющих их дорогах льют реагенты и не чистят дороги , деревья вдоль дорог вымирают, обувь разрушается , металл корродирует, страшно грязно. Но еще с приходом весны вся эта химия попадает в водоемы, а в теплый период высыхает на дорогах и тротуарах, превращаясь в пыль и этой пылью приходится дышать: насколько эта пыль опасна, вызывает ли она какие-либо заболевания у человека и есть-ли замена этим реагентам? Спасибо.

Лев Александрович Федоров
Мне кажется, что не стоит преувеличивать отрицательную роль солей, которые используются для борьбы с обледенением на дорогах. Я не думаю, что эти соли более вредны для людей, чем поваренная соль и те соли, которые мы глотаем во время морских купаний. Деревья вдоль дорог погибают быстрее не от этих солей, а от вредных газов в выхлопах автомобилей. Вы скорее всего не помните, что раньше на Тверской ул. в Москве (ул.Горького) много раз высаживали липы и каждый раз они вскорости погибали. Потом высаживать просто перестали, а погибали они от вредных газов, потому что солей тогда не рассыпали. Обувь, конечно, жалко, однако мы живем уже не в 1970-е годы, когда ее приходилось "доставать" – в некоторых семьях смена обуви происходит не из-за старения, а в связи с надоеданием и желанием приобрести другую.

Пресса, конечно, предпочитает писать об этих солях на дорогах, а не о более серьезных экологических бедах больших городов. Однако это происходит скорее потому, что писать о настоящих бедах не столь безопасно. В общем, снег на улицах надо убирать с помощью техники, однако проблема вредного для здоровья воздуха на улицах все равно пока не решена. А воздух этот часто попадает во дворы на детские площадки.

Елена
Скажите, пожалуйста, 1). Сколько еще осталось отравляющих веществ на территории России и где они находятся? Когда должны завершить их утилизацию?
2). В каких еще странах на сегодняшний день есть химическое оружие?

Лев Александрович Федоров
Официально на территории России осталось на 6 складах 32 тысячи тонн неуничтоженных отравляющих веществ. Они находятся в Республике Удмуртия, в Брянской, Пензенской, Курганской и Кировской областях. Ликвидация этих запасов отравляющих веществ должна быть завершена в апреле 2012 года. Кроме того, на территории России имеется старое химическое оружие, закопанное в более чем в 350 точках страны. Одно из этих мест - Кузьминский лесопарк в Москве.

Правительство России делает вид, что решение проблемы старого химического оружия его не касается, хотя на эту тему в Конвенции об уничтожении химического оружия имеются соответствующие требования к каждой стране, в том числе России. Кроме России, запасы отравляющих веществ имеются в США, Индии, Албании, Ливии и где-то еще. Проблему старого химического оружия все страны, кроме России, решают в соответствии с Конвенцией об уничтожении химического оружия.

Усувалиев Султан
Здравствуйте, Лев Александрович! У меня короткий вопрос. Какую книгу по химии вы можете посоветовать для самообразования? Дело в том, что мне хотелось бы начать с азов, ибо, видя формулы, все равно не могу их понять. Или лучше купить хим. реактивы? Спасибо заранее!

Лев Александрович Федоров
Книг по химии тысячи - и простых, и сложных. Быть может лучше всего вернуться к школьным учебникам. Я имею в виду школьные учебники по химии для тех, кто только начинает ее изучать. Названия привести не могу, потому что сам я в школе учился много десятилетий назад, и тогда были другие учебники. А чтобы что-то уточнить по тому или иному химическому вопросу, можно посмотреть химическую энциклопедию.

pashuntiy
Уаажаемый Лев Александрович!
Спасибо за ответ. Вы сказали, что "очистка территорий от загрязнений в первую очередь зависит от ответственности и квалификации нашей бюрократии и лишь во вторую очередь – от способов очистки."
Какие конкретные действия Вы планируете предпринять, чтобы изменить сложившуюся ситуацию? Эту проблему отмечают многие, но от того, что проблема была обнаружена, автоматически она не решается.Согласны?

Лев Александрович Федоров
Согласен, что трудные социальные вопросы должно решать все общество, а не отдельные энтузиасты. Наш Союз "За химическую безопасность" с 1993 года работает в направлении обнажения отдельных проблем химической безопасности в стране и их решении (экологичная добыча нефти, экологичное уничтожение ракет, экологичная работа с пестицидами и т.д.). И сделано немало. Не могу сказать, однако, что очень уж многие люди нам помогают. Поэтому когда мне задают вопросы, а что я, как президент Союза, сделал в том или ином направлении, я могу, конечно, написать диссертацию на эту тему. Но могу и спросить вопрошающего, а что сделал ты, чтобы нам помочь?
Согласны?

steppecat
Здравствуйте, Лев Александрович! Технологические проблемы переработки твёрдых отходов мало освещаются в интернете. Где можно найти такую информацию? Имеется в виду сами эти технологии, перспективы развития сети сортировочно-перерабатывающих предприятий и занимающиеся этими делами организации (а не только работы по собиранию мусора в контейнеры с последующей свалкой на «полигоне»). Ещё о человеческом факторе: люди, которые проявляют к этим вещам интерес, по ряду причин часто не могут сойтись и организоваться. Что тут предпринять?

Лев Александрович Федоров
Попробуйте спросить у модератора рассылки, посвященной проблеме утилизации отходов: zerowasteru@yahoogroups.com Во всяком случае модератор этой рассылки может помочь найти нужные контакты.

Что касается объединения людей, заинтересованных в общем деле, то ничего не могу предложить, кроме как последовательно сближать людей.

Василий
Здравствуйте уважаемый Лев Александрович! 1. Считаете ли Вы, что человечество перешагнуло «точку невозврата», когда экологическая ситуация больше не сможет вернуться на показатели хотя бы начала 20 века? 2. В биологический обмен веществ включилось множество ранее не участвовавших химических элементов. Есть ли какая-либо статистика по данному вопросу?

Лев Александрович Федоров
К сожалению, считать, куда заехало человечество от прежних отметок, трудно. Потому что надобно считать методически корректно, а специалисты вряд ли на сей счет сумеют договориться. По тиграм мы не вернемся к прежним временам - сохранить бы нынешнее поголовье (за последние 10 лет их численность на планете снизилась процентов на 40). По пингвинам: можно вроде бы сохранить их численность, но пестицидами они уже чуток отравлены даже в Антарктиде.

Если снести на Волге все плотины, то вернутся ли к нам белуга, севрюга и стерлядь? Не знаю. Но ведь ни один начальник пока и слышать не хочет о сносе плотин - все больше планируют новые. В общем, цивилизация все равно будет двигаться вперед, ну разве что рушить элементы природы будет более осмысленно.

Насчет новых химических элементов в биологическом обмене веществ ничего сказать не могу - серьезная статистика мне не попадалась (если она есть).

Сергей
Здравствуйте, Лев Александрович! У меня несколько вопросов: 1. Какие прорывы есть у России в области защиты окружающей среды?
2. Разработаны ли средства для безопасной очистки водоемов и почвы, которые загрязнены в гигантских масштабах?
3. Когда реально возможен переход от использования углеводородов в качестве топлива к экологически чистым источникам энергии в России (именно в России)?
Спасибо.

Лев Александрович Федоров
Прорывов пока нет. Сама система государственной охраны окружающей среды все еще находится в стадии становления и поиска своего места в бюрократическом пространстве России. Среди последних событий назову два.

Во-первых, за сохранностью природы теперь надзирает целый коллектив: Росприроднадзор бережет воду, Ростехнадзор следит за воздухом и т.д. И те и другие могут пересекать и сопредельную территорию. Разумеется, надзор ведется не все время: помнится, Митволь пошумел насчет судьбы речек на Сахалине, а теперь затих, потому как "Газпром" получил от проклятых империалистов все, что хотел.

Во-вторых, недавно в рамках неких благих целей Государственная Дума отменила проведение государственной экологической экспертизы новых проектов. Раньше она была хоть и плохая, с недостатками, но была. Теперь ее нет. Потом мы потратим несколько лет на возврат экологической экспертизы и какие-то новые реформы, и так будет продолжаться до тех пор, пока в стране не появится какая-то ясная и ответственная бюрократическая система.

Серьезных средств очистки водоемов и почв, насколько я знаю, не имеется. Отравленные донные отложения водоемов обычно соскребают и перемещают куда-то в другие места (помнится, так в 1970-х годах почистили дно Москвы-реки).

Загрязненные почвы в основном тоже перемещают. Бесхозных оврагов еще много.

Переход на экологически чистые виды топлива в России пока нереален. Скажем, заправлять двигатели этиловым спиртом, как в Южной Америке, вряд ли кто решится. Более рационально ставить на выхлопы автомобилей каталитические дожигатели, однако пока наши автосоздатели этого не делают - жмотничают.

Так что будем дышать тем, что есть.

Анатолий Сокуров
Долго Вам жить Лев Александрович! Экологи гуманны, отдаляют конец человечества. Вопрос. Сколько ещё будем брать все милости от природы? Когда ОНА проявит тотальный гнев?

Лев Александрович Федоров
К сожалению, ни одна человеческая популяция не учится на чужих ошибках. И с точки зрения экологии история у человечества не самая удачная. Скажем, ливанский кедр в Ливане легче найти на эмблеме этой страны, чем в природе. Однако просвет все-таки есть. После Чернобыльской катастрофы многие страны стали более пристально присматриваться к безопасности атомных электростанций. Я имею в виду не нашу страну, а некоторые другие. Разговор о том, что надо ограничить выбросы фторсодержащих веществ из группы фреонов в связи с "озоновыми дырами" в атмосфере тоже имеет во многих странах практическое продолжение. Имеется и несколько международных соглашений, касающихся совместной защиты природы. Так что я надеюсь, что человечеству все-таки удастся не допустить всемирной экологической катастрофы.