Элемент не найден!



Вопросы и ответы:


Вопрос:

Сергей
Здравствуйте, Владимир Семёнович! Расскажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы стать участником Ваших экспедиций?

Ответ:

Чуков Владимир Семенович
Сергей, Ваш вопрос очень похож на тот, что был задан Евгением Смирновым. Мне остается только еще раз высказать свое мнение, что человек должен не просто мечтать, а стремиться к своей цели и настойчиво к ней идти.




Вопрос:

Николай
Владимир Семёнович,проходят ли участники длительных арктических экспедиций тест на психологическую совместимость, как члены экипажей космических станций?

Ответ:

Чуков Владимир Семенович
Специальные тесты на совместимость мы не проходим. Задачей психологов, которые занимались нами, было спрогнозировать возможное поведение или реакцию каждого из нас на сложную, как принято говорить, экстремальную ситуацию.

Костяк нашей команды складывался многие годы. Формировалась группа, внутри которой существовал свой, особый климат, отношение друг к другу. Были случаи, когда кто-то находил для себя новое, интересное дело. Он делал свой выбор и выходил из команды, но делал это честно, по-мужски, и у нас по-прежнему со многими из них тесные дружеские отношения.

В подготовке космонавтов другая история. Их готовит государство, и ответственность за конечный результат лежит на тех, кто ведет эту подготовку.

В нашем случае мы готовим себя сами и сами в ответе за все, что происходит или может произойти на маршруте.



Вопрос:

ZAUR
Здравствуйте!
Недавно прочитал на сайте уфолог.ру интересную статью о том, что после проигрыша во II мировой войне А. Гитлер скрылся на своей тайной базе в Антарктиде, которая называлась Новый Швабеленд. Говорят, что он умер на ней в 1971 г. А что Вы слышали или знаете про эту версию? Спасибо! И пусть Вам всегда сопутствует удача и успех!

Ответ:

Чуков Владимир Семенович
Антарктида действительно хранит много тайн и загадок, связанных с Третьим Рейхом. Вокруг этой темы существует множество легенд и версий. Многие из них, безусловно, плод фантазии их авторов. Чтобы разобраться в том, что вымысел, а что истина, нужны факты, исторические документы. К сожалению, в моих руках таких документов не было, но я с таким же как и Вы интересом читаю подобные материалы. К сожалению, как правило, все подобные источники только дублируют друг друга, не дополняя картины. Остается только одно – организовать экспедицию в Антарктиду и попытаться своими глазами увидеть то, о чем говорят авторы этих материалов.



Вопрос:

Владимир
Владимир Семёнович, какое значение в успехе сложных автономных экспедиций имеет современное снаряжение? Какой прогноз в разработках на будущее?

Ответ:

Чуков Владимир Семенович
Современное снаряжение, используемое во время автономных арктических экспедиций, безусловно, один их главных факторов успеха. Уникальные материалы и технологии сегодня позволяют изготовить обувь или одежду, обеспечивающую защиту от температур до минус 70° - 80° С, какой, практически, в природе не бывает. Палатки современных конструкций выдерживают ураганные ветры силой более 30 м/сек.

Современные теплоизолирующие средства, применяемые в виде ковриков, позволяют надежно оградить себя от промозглой сырости, проникающей в палатку, а порой и с успехом заменить снежную стенку, совсем недавно считавшуюся единственным средством защиты во время пурги. Всего лет 25-30 тому назад об этом можно было только мечтать.

Спутниковые телефоны надежно обеспечивают связь между любыми точками планеты. Спутниковая навигация при наличии хороших карт позволяет двигаться практически «по приборам», и в своих путешествиях нам порой приходилось двигаться в таком режиме при 100%-ном отсутствии видимости.

Новое снаряжение позволяет изобретать новые методы и приемы преодоления препятствий. Так норвежский полярный путешественник Борге Оусланд с успехом освоил специальный гидрокостюм, обеспечивающий ему возможность вплавь преодолевать полыньи на пути к полюсу, современные сани-волокуши выполняли роль плавсредства, на котором переправлялся весь груз.

Появилась масса средств, обеспечивающих использование силы ветра при движении по маршруту. Это воздушные змеи, мини парапланы и т.п. Эти средства при хорошей технике владения позволяют существенно увеличить скорость движения по маршруту. За день удается уверенно проходить более 100-150 км. Благодаря этому протяженность автономных маршрутов в Арктике и Антарктиде выросла до нескольких тысяч километров. Совершенствование снаряжения, появление новых технологий и новых способов движения происходит настолько стремительно, что попытка делать прогнозы даже лет на 10 вперед вряд ли будет успешной.

Могу к этому добавить только одно: с приходом новых технологий мы все-таки что-то безвозвратно теряем. Нет того психологического напряжения, которое цепко держало тебя с первого до последнего дня похода, когда твое снаряжение, оборудование, продукты питания мало чем отличались от того, чем пользовались первопроходцы.

Не случайно появляется все больше проектов, идея которых – моделирование условий, снаряжения, техники движения, которые применялись еще в начале XХ века, а то и раньше.



Вопрос:

Султан
Владимир Семенович, что, по-вашему, есть воля? Не в философском, а в здравом смысле. Как заставить себя что-то сделать? Мой преподаватель, д.м.н., говорит, что не надо себя заставлять, ибо дело может быть не твоим. "Делай то, что тебе интересно". А другой преподаватель, культуролог, говорит, что "культура есть насилие над собой". Так что же такое воля?

Ответ:

Чуков Владимир Семенович
Султан, мне кажется, оба твоих преподавателя правы. По-моему, в наше время, не многим из молодых ребят процесс обучения приносил особое удовольствие. Думаю, и сегодня не многое изменилось. Любимыми, как правило, могут стать лишь отдельные предметы. Во всяком случае, так было у меня. Поэтому с тезисом о том, что «культура – есть насилие над собой», наверное, следует согласиться, если полагать, что культура и образованность это нечто близкое. Хотя, на мой взгляд, это не всегда так.

Заставлять себя «что-то сделать» имеет смысл лишь тогда, когда это «что-то» кому-то нужно. Тебе, близким тебе людям, просто окружающим, а может и всему человечеству. Но если ты ищешь свое место, ищешь точку приложения своих сил, энергии, знаний, то проявлять волю, на мой взгляд, рано. Надо найти «свое дело», которое будет тебе интересно, и тогда , скорее всего, не нужно будет вспоминать о силе воли, поскольку ты будешь заниматься любимым делом.

В нашем случае ситуация несколько иная. Мы, безусловно, занимаемся любимым делом – сложными путешествиями, что нередко сопряжено с большими физическими и психологическими нагрузками. Нередко это достигает той границы, когда без дополнительных усилий над собой, без той самой силы воли не сделать последних десятков шагов, чтобы достичь своей цели. Альпинистам – вершины горы, полярным путешественникам – Полюса, терпящим кораблекрушение – спасительного берега. Так что сила воли – штука полезная. Ее надо воспитывать в себе, но уметь правильно ей пользоваться.



Вопрос:

Татьяна
Расскажите, пожалуйста, бывали ли у Вас в путешествиях случаи, когда Вы мысленно прощались с жизнью?

Ответ:

Чуков Владимир Семенович
Татьяна, с жизнью, даже мысленно, я никогда не прощался, хотя бывали моменты, когда говорил себе: «Ну что, парень, допрыгался».

Но эти мгновения были короткими. Рядом находились ребята, которые верили в меня, и поэтому у меня просто не было права прощаться с собственной жизнью. Приходилось искать выходы из безвыходных ситуаций и они, как правило, находились.



Вопрос:

Сергей, С-Петербург
Владимир Семенович, когда Вы совершили первое Ваше полярное путешествие? Куда именно Вы ходили, с какой экспедицией?

Ответ:

Чуков Владимир Семенович
В нынешнем году наш Экспедиционный центр «Арктика» будет отмечать 25-летие. За это время организовано и проведено 25 сложных походов и экспедиций в Арктике и Антарктиде. Первым серьезным арктическим путешествием, с которого начинается история нашего Центра, был 800-километровый кольцевой лыжный маршрут по плато Путорана в марте 1982 года, хотя до этого мы побывали и на Полярном Урале, и в Саянах, и в Забайкалье, и в других интереснейших местах.

На дрейфующие океанские льды мы впервые вышли в 1985 году, поставив перед собой задачу пересечь Карское море на лыжах от берегов Северной Земли до Земли Франца-Иосифа.

Наши первые полюсные лыжные экспедиции состоялись в 1987, 1989 и 1990 годах. Дважды, в 1989 и 1990 гг., нам удалось дойти до Полюса без поддержки, но избежать эвакуации с маршрута наших товарищей не удалось. Поэтому официально первым автономным достижением полюса в составе группы является наша 4-я полюсная экспедиция 1994 года.



Вопрос:

Елена
Скажите, пожалуйста, как обеспечивается в современных пеших экспедициях безопасность? Сопровождает ли Вас вертолет, сбрасывают ли Вам продукты, или Вы путешествуете совершенно автономно?

Ответ:

Чуков Владимир Семенович
Главное отличие всех наших походов и экспедиций в том, что мы всегда ставили перед собой задачу пройти маршрут без внешней поддержки, т.е. без авиазабросок, пополнения запасов продовольствия и топлива, без замены снаряжения. Тогда, в 80-х годах, мы и стали называть наши походы к полюсу автономными, чтобы была понятна разница между принципами движения по маршруту в нашей команде и в группе под руководством Дмитрия Шпаро, которая впервые в мире достигла Северного полюса на лыжах, но имела на пути к нему несколько авиационных сбросов. В среднем команда Д. Шпаро имела запасы на 12-15 дней. Наша команда на протяжении всего пути до полюса, в течение более 60 дней, использовала только то, что могла взять с собой в точке старта.

В 1994 году нам впервые в мире удалось дойти до Северного полюса на лыжах без внешней поддержки. В этом же году первым в мире путешественником-одиночкой, достигшим полюса, стал норвежец Берг Оусланд.

В 1998 году нам удалось автономно пройти путь от берегов России до Канады через точку Северного полюса. Переход длился 118 дней. Вес на каждого участника на старте экспедиции составлял около 200 кг. Этот переход тоже стал своеобразным мировым достижением.

. Что касается безопасности на маршруте, вернее возможности своевременной эвакуации с маршрута, то она обеспечивается надежной радиосвязью с авиаотрядами, выполняющими полеты в этих районах, имеющими необходимую информацию о проводимой экспедиции и способными выполнить полет в случае экстренной необходимости.



Вопрос:

Марина
Уважаемый Владимир Семенович, нужно ли современному путешественнику знание навигации по звездам? Обращали ли Вы внимание на звездное небо во время своих путешествий? Если да, то что больше всего Вам запомнилось?

Ответ:

Чуков Владимир Семенович
По моему мнению, настоящему путешественнику обязательно нужно знать навигацию и уметь ориентироваться без GPS и других современных систем. Но это не значит, что он не должен ими пользоваться. Ведь любой грамотный человек знает таблицу умножения, но не станет умножать «столбиком», когда под рукой столько электроники.

В наших арктических путешествиям по дрейфующим льдам главным навигационным средством до появления GPS был обычный оптический теодолит Т-30, а главным «источником информации» было Солнце, поскольку ни звезд, ни Луны в полярный день на небе не увидишь даже в ночное время.

Невозможно забыть совершенно фантастические, неземные цвета, в которые окрашивается все вокруг, когда низкое арктическое солнце появляется над горизонтом.



Вопрос:

Антон Упоров
Уважаемый Владимир Семёнович, не так давно были опубликованы статьи о том, что в Антарктиде на большой глубине под толщей льда нашли реликтовое озеро. По смелым предположениям, там могли сохраниться очень древние формы жизни, и в ближайшее время планировалось взять пробы воды путём бурения. Но, к сожалению, в печати я не нашёл продолжения этого чрезвычайно интересного эксперимента. Может быть Вы знакомы с некоторыми результатами этих исследований? Заранее благодарен и успехов Вам в Ваших дальнейших экспедициях!

Ответ:

Чуков Владимир Семенович
Антон, действительно, реликтовое озеро, находящееся под толщей материкового льда в районе российской антарктической станции «Восток» – уникальнейшая находка наших ученых.

Насколько мне известно, на сегодняшний день глубина скважины достигает более 3600 метров, что значительно ниже современного уровня мирового океана. Пройдя сквозь толщу материкового ледникового панциря, бур вошел в «озерный лед», под которым находится незамерзающая «реликтовая» вода. До воды не более 150 метров.

Сейчас, насколько мне известно, ведутся поиски способов взятия проб воды, которые бы гарантировали абсолютную изоляцию образцов и самого озера от внешней среды, а также защиту окружающей среды от возможного воздействия на нее организмов, которые могут находиться в воде озера.

Наиболее полная информация об этом уникальном научном проекте находится на http://www.aari.ru/south/default_en.html .

Спасибо за добрые пожелания.






array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее