Элемент не найден!

Вопросы и ответы:

Валерий. Германия
Здравствуйте! Я думаю, что планетарные исследования человечеству нужны, чтобы точнее понять процесс зарождения Вселенной и, тем самым, лучше понять все природные явления, происходящие на планете Земля. Ну и, конечно, все эти знания пригодятся в поиске новых энергоносителей. Одновременно, все эти знания будут использованы некоторыми государствами для своей политической выгоды. Но человечество это не остановит, как бы дорого это не стоило. Так как Россия уже становится энергетической державой, то такой шанс упускать было бы глупо. Если же говорить о необустроенности России, то эти деньги, к сожалению, как всегда, обошли бы народ стороной. Прав я или нет?

Митрофанов Игорь Георгиевич
Валерий, Вы правы. Когда Ломоносов говорил, что богатство России Сибирью прирастать будет, он, конечно, не мог знать обо всех сибирских газовых и нефтяных месторождениях, но исходил из того, что покорение новых рубежей всегда предоставляет новые возможности. Я, безусловно, согласен с Вами в том, что Россия должна находиться там, где в настоящее время происходит покорение новых рубежей. Тем более что мы получили в наследство от старшего поколения созданный ими потенциал космической науки и техники, и не воспользоваться этим было бы не просто глупо, а глупо вдвойне. То, что сегодня Китай создает с таким трудом, у нас есть, и это было создано уже 30-40 лет тому назад. Этот потенциал стоит десятки миллиардов долларов, но его нужно поддерживать и развивать – иначе он пропадет.

Юрий
Добрый день! А зачем вообще нужны планетарные исcледования, ведь они не из дешевых? Я понимаю - престиж страны, но когда большая часть страны просто выживает, кому будут нужны такие исследования?

Митрофанов Игорь Георгиевич
Юрий, по поводу «зачем» я высказался выше в своем ответе Григорию (см. вопрос №2). И Вы, безусловно, правы в том, что планетные исследования – это занятие не из дешевых. Реализация крупных космических проектов является частью государственной политики. Такие проекты создаются десятилетиями, и уже сейчас в США, в Западной Европе, в Японии, в Китае и в Индии выделяются миллиарды долларов на работу десятков тысяч специалистов с целью разработки лунных и марсианских проектов. Поэтому Ваш вопрос является весьма актуальным – ведь от ответа на него уже сегодня будет зависеть, какое место займет Россия 21-го века на Луне и на Марсе.

По поводу того, кому нужны эти исследования в России. Я думаю, что тут мы должны посоветоваться с налогоплательщиками. Л.Н.Гумилевым было введено понятие «пассионарность» – это стремление людей расширить свою среду обитания без явных материальных стимулов или выгод. Я думаю, что многим из нас присуща «космическая пассионарность» (посмотрите фильм «Космос как предчувствие»). По своему опыту я знаю, что граждане России гордятся тем, что наша страна под именем СССР первой запустила искуственный спутник Земли, первой вывела человека в космос и первой доставила космические аппараты на Луну, Марс и Венеру. Я знаю, что полет Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года привел в науку и технику огромное число активных и талантливых молодых людей, которые создавали современный научно-технический потенциал нашей страны. И если мы, космические профессионалы, не сможем уже сегодня убедить Вас и других скептиков в необходимости реализации российской планетной программы, то 12 апреля 2061 года граждане России получат поздравления со 100-летием полета Юрия Гагарина на иностранном языке в телевизионном репортаже с Луны.

Пётр
Добрый день! Не могли бы Вы прокомментировать судьбу термина "планетоиды"? Почему сейчас узаконили термин "карликовые планеты", фактически тождественный "планетоидам"?

Митрофанов Игорь Георгиевич
Петр, я физик, и нас на физфаке ЛГУ учили, что не следует вводить новые сущности без необходимости. В физике обычно вводят новый термин в случае, если имеют дело с новым объектом или явлением. Я думаю, что термин «планета» является вполне исчерпывающим для названия космических тел, которые находятся на околозвездных орбитах, массы которых недостаточны для обеспечения условий для термоядерного горения, но достаточны для обеспечения сферичности их формы под действием силы гравитационного сжатия.

Насколько я знаю, предполагается, что «карликовая планета» соответствует определению планеты, но вокруг ее орбиты не образовался свободный от астероидов коридор. Я не думаю, что это свойство достаточно для введения нового понятия – ведь оно зависит не только от массы малой планеты, но также от плотности астероидов на данном радиусе орбиты в планетной системе. Понятие «планетоид» вообще не имеет четкого общепринятого определения. Поэтому я не думаю, что астрофизикам пригодятся термины «карликовая планета» и «планетоид».

Григорий
Здравствуйте! Полет человека на Луну и Марс сегодня - это больше политическая или научная задача? И вот такой вопрос: участвуют ли в крупных проектах ИКИ РАН (в том числе, совместных с НАСА) студенты и аспиранты?

Митрофанов Игорь Георгиевич
Григорий, полеты человека на Луну и Марс будут посвящены решению следующих задач:

1) Освоение людьми новой среды обитания. В 21-ом веке на Луне будут созданы лунные базы с постоянно присутствующим сменяемым персоналом. Условием функционирования таких баз является создание инфраструктуры с использованием лунных ресурсов для поддержания среды обитания людей. До конца этого столетия будут совершены несколько пилотируемых экспедиций на Марс и начнутся первые работы по созданию элементов исследовательских станций на Марсе. Через несколько веков на Марсе возникнут постоянные колонии людей, и начнется преобразование природной среды этой планеты. Очевидно, что эта задача имеет как научное, так и политическое значение, и степень участия России в ее решении определит будущее место нашей страны в освоенной человечеством внеземной среде обитания.

2) Выяснение вопроса о происхождении жизни на Земле и в Солнечной системе. Решение этой задачи может оказаться основным достижением человечества в текущем столетии. Поиск и изучение отложений водяного льда, накопившегося от столкновений Луны с кометами на дне лунных полярных кратеров, позволит проверить гипотезу панспермии – переноса жизни во Вселенной в веществе комет и астероидов. Поиск и исследование признаков примитивной жизни или палеожизни на Марсе позволит выяснить вопрос о происхождении земной жизни и о ее уникальности. Ранние Земля и Марс были похожи. На ранней Земле уже имелась примитивная жизнь – поэтому поиск признаков жизни на Марсе позволит понять сходства и различия в механизме зарождения жизни на разных планетах. Хотя эта задача, безусловно, относится к категории научных, любые новые результаты в этой области привлекут огромный общественный интерес, и степень участия российской науки в этом процессе будет иметь большое политическое значение.

3) Выяснение условий происхождения системы Земля-Луна, Марса и других планет Солнечной системы, процесса эволюции природной среды планет земной группы (Земля, Марс, Венера, Меркурий) за время жизни Солнечной системы. Решение этой фундаментальной научной задачи позволит оценить вероятность существования похожих планетных систем вокруг звезд нашей Галактики. Хотя решение этой задачи не будет иметь непосредственного политического значения, развитие фундаментальной науки всегда стимулировало научно-технический прогресс и привлекало в научную среду талантливую молодежь.

На вторую часть Вашего вопроса могу сообщить, что все наши проекты с Роскосмосом, НАСА и ЕКА мы выполняем при самом непосредственном участии молодежи – средний возраст сотрудников нашей лаборатории составляет около 38 лет. Вы можете познакомиться с нашими проектами на сайте http://ps.iki.rssi.ru/projects.htm, созданном при поддержке Министерства науки и образования коллективом молодых ученых под руководством доктора физико-математических наук Максима Литвака (33 года).

Валерий
Здравствуйте! Если оказаться между двух галактик, будут ли они видны невооруженным глазом?

Митрофанов Игорь Георгиевич
Валерий, самым большим известным нам структурным элементом Вселенной являются сверхскопления и скопления галактик. Скопление включает одну или несколько крупных галактик и несколько десятков или сотен мелких. Наблюдатель, оказавшийся внутри скопления галактик будет видеть невооруженным глазом самые крупные галактики на фоне лишенного звезд неба. При этом другие галактики этого скопления можно будет наблюдать в бинокль, а галактики других скоплений придется наблюдать в телескоп. Мы живем в скоплении Девы, в которое кроме нашей галактики входит похожая на нашу спиральная галактика Туманность Андромеды, которая видна невооруженным глазом. На южном небе также можно разглядеть наши галактики-спутники Большое и Малое Магеллановы Облака. Все видимые завезды на небе принадлежат нашей Галактике – Млечному Пути.

array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given