Гинзбург Виталий Лазаревич
Уважаемый Дмитрий! Сложно отвечать на столь «глобальные» вопросы, к тому же достоверный ответ на вопрос о необратимости и глубине тех или иных изменений сможет дать лишь историк через достаточно продолжительное время.
По существу. Пожалуй, научно-технической элитой можно назвать людей, способных решать самые сложные и актуальные задачи, стоящие перед цивилизацией. Научно-техническая элита не может существовать без научных школ, как не может существовать верхушка пирамиды без самой пирамиды. Я не считаю, что все потеряно, хотя советской науки больше нет, и восстановление ее в том же виде вряд ли возможно и вряд ли целесообразно. Научные школы могут воспроизводиться, если будет существовать вообще научная деятельность в России.
Сложность состоит в том, что спрос на науку есть только у одного покупателя – у государства. В советское время спрос на науку был весьма высок в период холодной войны. С окончанием холодной войны спрос упал, причем не только в России, мировая наука в целом «жалуется» на падение интереса к ней. Есть значительный спрос на образование, и в связи с этим получает поддержку и наука. Однако одна из проблем развития в России состоит в том, что историческинаука и образование были структурно разделены, поэтому для научных организаций России затруднительно воспользоваться этим источником.
И в дополнение я бы сказал, что недостаточно активна корпорация людей, занимающихся наукой – они совершенно недостаточно пропагандируют свои идеи и взгляды, их полезность и нужность для общества. Представляется, однако, что в последнее время ситуация начинает меняться. Постепенно слова о необходимости инновационного развития России становятся общим местом, если в сознании людей возникнет прочная связка между успехом, хорошим образованием, интеллектом и т.п. – многое изменится.
Далее. Мы сторонники любой разумной просветительской деятельности. Для инновационного развития нужны люди, способные его претворять в жизнь, а значит, часть детей и школьников должна приходить в научно-техническую сферу. Если не будет какого-то количества хороших учителей, кружков, доступных книг, видеоматериалов, пособий и т.д. и т.п., можно прекращать говорить об инновационном развитии. Вот только не верим мы в программы создания «сети специальных центров» и тому подобные кампании – должна быть активность самих людей (родителей, учителей, предпринимателей…) и поддержка самых разнообразных усилий активных людей. Скажем, не стоит создавать программу повсеместного создания научных музеев, но если где-то такой музей создан, он заслуживает всесторонней поддержки. Крайне желательно производство всевозможных пособий и инструментов для образования и самообразования. И еще раз: надежда на активное меньшинство.