Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЧТО МЕШАЕТ РЕФОРМЕ НАУКИ?

Начало: 02.03.2006 | Окончание: 16.03.2006


Ливанов Дмитрий Викторович


Ливанов Дмитрий Викторович
Заместитель министра образования и науки Российской Федерации, доктор физико-математических наук (по специальности «физика твердого тела»).
Дмитрий Викторович – выпускник Московского института стали и сплавов, где до перехода на работу Министерство образования и науки РФ был профессором кафедры теоретической физики и проректором по международному сотрудничеству (владеет английским и итальянским языками).
Автор 58 научных работ. В 2000 г. был удостоен медали Российской академии наук для молодых ученых за цикл работ на тему «Флуктуационные явления в анизотропных сверхпроводниках».
В 2003 г. получил второе высшее образование по специальности «Юриспруденция» (специализация «Гражданское право»).



Просмотров: 7173 | Комментариев: 5


Вопросы и ответы:


Вопрос:

Эдуард Сигизмундович
Уважаемые, кто просчитал возможные последствия глобальных реформ, вероятность стратегических просчетов? Было бы разумнее провести локальный эксперимент, дождаться результатов, а затем эстраполировать оправдавшиеся себя посылы на остальную российскую науку. Не так ли?

Ответ:

Ливанов Дмитрий Викторович
Уважаемый коллега, сегодня реализуется сценарий не «глобального реформирования», а поэтапной целенаправленной модернизации государственного сектора науки, оптимизации его состава и структуры, модификации подходов к управлению и финансированию научных организаций. Вы правы в том, что имеет смысл отрабатывать отдельные новые механизмы в пилотном режиме. Именно так организован проект перевода Российской академии наук на отраслевую систему оплаты труда, результаты которого, после отработки всех деталей, будет использованы для всего госсектора науки.



Вопрос:

Михаил Михайлович
Зачем вообще нужна реформа науки в России? И как можно науку реформировать? (Михаил Михайлович)

Ответ:

Ливанов Дмитрий Викторович
Прежде всего, отмечу, что сегодня обсуждаются пути модернизации системы организации науки в России. Почему в этом есть необходимость? Сложившуюся к настоящему моменту в нашей стране ситуацию в этой сфере едва ли можно считать удовлетворительной. Ей недовольны все: ученые, бизнес, гражданское общество, правительство. Несмотря на сохранившийся значительный научный потенциал, все еще обеспечивающий отдельные успехи и достижения, основные показатели, характеризующие состояние и функционирование науки, демонстрируют отрицательную динамику. Старение основных фондов, низкая зарплата, увеличение среднего возраста квалифицированных кадров, недостаточный вклад в развитие экономики, ряд других негативных тенденций обуславливают необходимость модернизации отечественной науки.


Вопрос:

Иван
Почему сокращают количество вузов в России? Не скажется ли это на качестве полученных знаний и на научный прогресс? Не приведет ли это к ёще большему росту взяточничества в ВУЗах и в Министерстве образования и науки?

Ответ:

Ливанов Дмитрий Викторович
Хорошо известно, что число только государственных вузов в России, по сравнению с началом 90-х годов, выросло в два с лишним раза. В этом не было бы ничего плохого, если бы одновременно не понижалось качество образования. Лишь тридцать процентов вузов сегодня ведут серьезные научные исследования. По-существу, многие существующие вузы (как государственные, так и негосударственные) занимаются профанацией высшего образования. Немаловажно и то, что в течение нескольких ближайших лет число выпускников школ сократится почти на треть по сравнению с нынешним уровнем. Это приведет к резкому повышению конкуренции вузов за абитуриентов. Задача Министерства образования и науки в этой ситуации – обеспечить, чтобы основным фактором «отбора» в этой ситуации явилось качество образования.


Вопрос:

Татьяна Юрьевна
Действительно ли реформа предусматривает "вывод" всей науки из российских университетов, которые будут превращены в чисто образовательные учреждения?

Ответ:

Ливанов Дмитрий Викторович
Напротив, предполагается осуществить целый ряд мер по существенному расширению научной деятельности в высших учебных заведениях.


Вопрос:

Александр
Экспериментальная наука в России едва жива. Возможно ли доказать целесообразность финансирования дорогостоящих экспериментов и как это сделать, если планируется сокращение расходов на приобретение нового оборудования в пользу зарплаты? По-моему, это решение - осиновый кол в могилу российской науки.

Ответ:

Ливанов Дмитрий Викторович
Во-первых, сокращения расходов на приобретение научного оборудования не планируются. Эти расходы будут расти, хотя и медленнее, чем расходы на заработную плату.


Вопрос:

Алена
Насколько мне известно, ЕГЭ можно сдавать только один раз в год. А не сведет ли это на нет шансы на поступление в вуз тех, кто в день его проведения "не с той ноги встал" (но не настолько, чтобы получить мед. справку). Почему никто не думает об эмоциональном состоянии школьников????

Ответ:

Ливанов Дмитрий Викторович
Безусловно, любой экзамен создает для школьника, как правило, ситуацию, близкую к стрессовой. Но в существовавшей традиционно системе школьники испытывали этот стресс два раза: сначала во время выпускных экзаменов в школе, а потом при поступлении в вуз. А если они пробовали поступить не в один, а в два или более вузов – то и больше. И все эти экзамены можно было сдавать один раз в год. Предлагается система, при которой ЕГЭ – выпускной экзамен из школы - станет одновременно вступительным испытанием в вуз, причем в любой. С результатами ЕГЭ можно приходить в любой вуз, хотя в зависимости от конкурса, проходной балл, конечно, может различаться. Так что я считаю, что психологическая нагрузка при введении ЕГЭ заметно снижается.


Вопрос:

Александр Иванович
Какую цель преследует Минобрнауки, вводя в Академии наук "отраслевую" систему финансирования? Я имею ввиду разделение сотрудников на тех, кто работает (и получает зарплату) только по договорам, и тех, кто - целиком на бюджетной основе. Ведь всегда одни и те же научные группы проводили как фундаментальные исследования, так и прикладные, финансируемые на основании тех или иных договоров. Зачем же это искусственное разделение? Не думаете ли Вы, что такая "прогрессивная" система оплаты труда ударит по самым инициативным и успешным ученым?

Ответ:

Ливанов Дмитрий Викторович
Отраслевая система оплаты труда предполагает только отрыв окладов работников от параметров, установленных в единой тарифной сетке. Это должно привести к существенному повышению среднего размера оплаты труда в РАН с одновременной привязкой оплаты труда каждого научного сотрудника к показателям результативности его работы. Теперь что касается разделения сотрудников на тех, кто занят фундаментальными, и кто занят прикладными исследованиями. Безусловно, в академических институтах, которые имеют значительное финансирование по контрактам с промышленными компаниями, могут создаваться временные, целиком внебюджетные ставки с финансированием на срок действия этого контракта. С другой стороны, Министерство образования и науки никогда не выступало за то, чтобы ограничивать или тем более запрещать научному сотруднику, получающему оклад за счет бюджета, выполнять дополнительные работы по контрактам или проектам и получать за это вознаграждение. Важно только, чтобы такие дополнительные работы не шли в ущерб его основной деятельности. Я считаю, что вводить такие ограничения было бы неправильным, но решение об этом должно, на мой взгляд, принимать руководство РАН или отдельных институтов. Еще раз подчеркну, что в согласованных Министерством и РАН документах таких положений не содержится.


Вопрос:

Иосиф
Так и не удалось обнаружить в реформаторском пакете Минобрнауки успешно апробированный временем опыт советских научно-производственных объединений по коммерциализации инновационных технологий и техники. Следует ли из этого, что министерство отрицает реформаторские достижения прошлого, считая их малопродуктивными?

Ответ:

Ливанов Дмитрий Викторович
Я думаю, что модели, которые действовали в плановой экономике, часто не могут эффективно работать в рыночных условиях. В то же время, необходима концентрация ресурсов государства на технологических направлениях, где Россия сохранила конкурентоспособные технологии, имеющие потенциал коммерциализации. Для этого будут созданы несколько так называемых «национальных лабораторий», ориентированных на динамичное продвижение по отдельным направлениям технологического развития, то есть на создание условий для освоения производства новых конкурентоспособных продуктов с высокой степенью обработки. «Национальные лаборатории» будут создаваться как базе организаций, имеющих статус ГНЦ, так и на основе иных научных и образовательных организаций в результате конкурсного отбора. Предполагается, что на первом этапе «национальные лаборатории» могут быть созданы в рамках таких направлений, как новые материалы и покрытия; биотехнологии.


Вопрос:

Константин
Не кажется ли Вам, что вся реформа науки сводится к перераспределению собственности и финансовых потоков, в частности, между Минобрнауки и Академией наук?

Ответ:

Ливанов Дмитрий Викторович
Нет, не кажется.


Вопрос:

Елена
Как, на Ваш взгляд, развитию нашей науки "способствует" коррупция? Возьмем, для примера, недавно прошедший по ТВ сюжет о вымогательстве крупной взятки с Института катализа СО РАН чиновниками Министерства финансов, которое должно было им перечислить деньги на разработку нового катализатора. Как Миннауки защищает в таких ситуациях интересы государственных научных организаций?

Ответ:

Ливанов Дмитрий Викторович
Коррупция – это абсолютное зло, которое создает неблагоприятный климат для любого вида деятельности, в том числе научной. Справедливости ради, отмечу, что в упомянутом сюжете речь шла о чиновниках Министерства промышленности и энергетики.





Перейти к обсуждению на форуме >>