Спиридонов Владимир Феликсович
То направление современной психологии, о котором пойдет рассказ, возникло относительно недавно: в середине 1950-х гг. Тогда произошла настоящая научная революция, в результате которой возникла когнитивная психология (хотя само это название появилось еще больше, чем через 10 лет после этих событий). Когнитивный – значит связанный с познанием или с переработкой информации. Это научное направление занимается реальными исследованиями психики и поведения человека и животных, пытаясь объяснить полученные результаты, т.е. предлагая объяснительные теории. О паре интересных экспериментальных исследований я и хотел бы рассказать для затравки.
1)Феномен «на кончике» языка (Браун, Макнейл, 1966)
Конечно, сам по себе этот феномен, когда кажется, что слово крутится «на кончике языка», но вспомнить его и назвать никак не удается, обнаружен не психологами. Но изучая его, психологи выяснили весьма неожиданные вещи о человеческой памяти.
Испытуемым зачитывали статьи из толкового словаря, не называя определяемого слова, и просили это слово вспомнить. Если испытуемые сразу называли слово или заявляли, что они его точно не знают, переходили к следующему слову. Но достаточно часто в этой ситуации возникал феномен «на кончике языка» - да-да, я сейчас вспомню! В этот момент психологи начинали расспрашивать об этом еще не вспомненном слове. Оказалось, что испытуемые могли очень многое о нем рассказать, хотя и не могли его назвать. Они правильно называли количество слогов, с какими еще словами оно рифмуется, с какой буквы начинается и т.д. Т.е. оказалось, что мы храним в памяти огромное количество информации о слове, которую и не запоминали специально и которая к значению слова прямого отношения не имеет. Этот результат заставил психологов задуматься о том, как кодируется информация в памяти, т.е. в какой форме и как она запоминается и хранится.
2)Структура «естественной категории» (Рош, 1973, 1974)
Начиная с Платона и Аристотеля, психологи и философы не сомневались, что взрослый человек мыслит понятиями, т.е. строгими обобщениями, которые весь мир делят на непересекающиеся классы: собаки, кошки, птицы, столы, стулья, дома, деревья и так до бесконечности. Понятно, что в этом случае любой дом является хорошим примером понятия «дом», а любая птица – понятия «птицы». На таком положении вещей держится, скажем, формальная логика.
Когда психологи впервые задумались, а так ли это на самом деле, и проверили экспериментально, все оказалось совсем иначе.
В эксперименте испытуемых просили привести примеры какого-нибудь понятия (например, птиц) и фиксировали порядок появления этих примеров. На первых местах устойчиво оказывались воробьи, соловьи, синицы, вороны, но не пингвины, курицы или страусы. Т.е. привести первых в качестве примера оказывается проще, хотя в зоологическом смысле вторые – тоже явные птицы.
Этот вывод можно проверить другим экспериментом. Сидя перед компьютером, вы должны как можно быстрее в ответ на появляющиеся слова отвечать птица это или нет. В списке, который вам предъявляют, есть птицы из первого списка, птицы из второго и не-птицы (столы, камни, табуретки и т.п.). Самые быстрые правильные ответы появляются в ответ на воробьев, соловьев и ворон, а не страусов и куриц.
Чтобы объяснить эти результаты психологи постулировали, что житейские понятия («естественные категории»), которые выучиваются стихийно без специального обучения, устроены так, как показано на рисунке:
(на рисунке изображены два концентрических эллипса разного размера)
Внутри находится область «хороших примеров» (эти самые воробьи и соловьи), а на периферии – все остальные примеры. При этом воробей – более хороший пример птицы, чем пингвин. Конечно, в психологическом смысле. Когда нам нужно определить птица ли перед нами, мы сравниваем ее с хорошими примерами, поэтому то, что летает, имеет клюв и крылья, может сидеть на ветке и т.д. это птица. А то что бегает по земле, не может летать – не совсем птица, плохой ее пример. Аналогично оказались организованы и другие житейские понятия. Так что в человеческом мышлении формальная логика встречается не слишком часто.
Доступная литература о когнитивной психологии на русском языке, с которой можно начать:
1.Когнитивная психология памяти / Под редакцией Ульриха Найсера, Айры Хаймен. Москва, Санкт-Петербург, Олма-Пресс, Прайм-Еврознак, 2005
2.Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2008.
3.Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности. Харьков. Гуманитарный центр, 2005.
4.Когнитивная психология: История и современность. Хрестоматия / под ред. М.В. Фаликман, В.Ф. Спиридонова. М., ЛомоносовЪ, 2011.