Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Естественные науки в России. Как сохранить традиции и качество образования.

Начало: 09.04.2010 | Окончание: 07.05.2010


Валерий Васильевич Лунин


Профессор Валерий Васильевич Лунин – декан химического факультета МГУ с 1992 года. Заведует кафедрой физической химии, заведующий лабораторией катализа и газовой электрохимии. С 2000 года – академик РАН. В.В.Лунин известен как крупный специалист в области гетерогенного катализа и физической химии поверхности.

Валерий Васильевич ведет активную общественную работу, преподавательскую деятельность, является организатором Международных химических олимпиад и председателем Оргкомитетов Международной менделеевской олимпиады и Всероссийской олимпиады школьников по химии.

За вклад в развитие образования и педагогическую деятельность в 1997 г. В.В. Лунин Ученым Советом МГУ удостоен Ломоносовской премии, а в 1998 году Премии Президента Российской Федерации в  области образования за разработку концепции "Новые подходы к взаимодействию средней и высшей школы в области химического образования. Концепция и практическая реализация". В 2001 году В.В.Лунину вручена Премия Правительства Москвы  за проведение эффективной работы по взаимодействию с общеобразовательными учреждениями.


Просмотров: 45826 | Комментариев: 41


Вопросы и ответы:


Вопрос:

Елена
Уважаемый Валерий Васильевич, есть ли аналог ЕГЭ за границей? Сдают ли там абитуриенты вступительные экзамены или учитывается балл, полученный при написании теста? Что общего и в чем различие между, скажем, американской системой зачисления в вузы и нашей нынешней? Спасибо.

Ответ:

Валерий Васильевич Лунин
За границей нет единой системы, она во всех странах разная. Система не унифицирована, у них нет образовательный стандартов, как у нас. Каждый университет в Америке – самостоятельное учебное заведение со своими традициями и формами вступительных испытаний. Абитуриенты приносят результаты тестовых экзаменов, которые они сдавали в школе, но с ними обязательно проводится собеседование. В МГУ в 2009 году на факультете фундаментальной медицины был огромный конкурс, олимпиадников оказалось больше, чем мест. Пришлось вводить письменный экзамен по химии, на котором 65%, имевших по ЕГЭ высокий балл, получили двойки.



Вопрос:

ASHOT
УВАЖАЕМЫЙ ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ! НЕ КАЖЕТСЯ ЛИ ВАМ, ЧТО У НАШЕЙ СТРАНЫ НЕТ ДОСТОЙНОГО БУДУЩЕГО! ВЕДЬ ЛОКОМОТИВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ПРОГРЕССА- ЭТО ТОЧНЫЕ НАУКИ. А У НАС СЕЙЧАС ОЧЕНЬ ПРЕСТИЖНЫ ЛЕГКИЕ НАУКИ, ПОТОМУ ЧТО ТАМ ОЧЕНЬ МНОГО ПОЛУЧАЮТ ПО СРАВНЕИЮ С НАУЧНЫМИ РАБОТНИКАМИ.


Вопрос:

Ефимов Борис Васильевич
Во многих развитых странах есть дополнительная подготовка для абитуриентов, поступающих в технические ВУЗЫ. Кроме того, стандарты бакалавриата там не содержат огромной массы общественных, политических и гуманитарных дисциплин. Может быть, в наших условиях сделать бакалаврскую подготовку не 3-4 года (как планируется сейчас), а ПЯТЬ лет? То есть в обычном объеме для наших инженеров. Пусть выпускники называются инженер-бакалавр. Дальше магистратура и аспирантура. И вся проблема? Ведь экономим копейки, а теряем из-за одного (традиционного!) года учебы студентов будущее страны. Борис Васильевич

Ответ:

Валерий Васильевич Лунин
Сейчас в стране выпускается ежегодно около 2 тысяч специалистов-химиков. Если 12.5 % из них перевести в бакалавры, все российская химическая промышленность встанет. Мы убедили правительство, что по физике, биологии, химии должен быть специалитет – 5 летнее образование. Бакалавров буду выпускать техникумы, то есть средние учебные заведения. В принципе бакалавриат на Химическом факультете есть, но ребята туда не идут. У нас есть бакалавры из Казахстана, Азербайджана, из Китая есть, из Вьетнама. Но это – единицы. Российские ребята выбирают специалитет. В МГУ на естественных факультетах бакалавров быть не должно. Есть бакалавры на экономическом факультете, пусть их там готовят. В каждом случает это должен решать ученый совет факультете и вуза.


Вопрос:

ЕЛЕНА КОНДАУРОВА
Будьте так добры, скажите, пожалуйста, надо ли, на Ваш взгляд, преподавать в институтах риторику, а то люди совсем говорить не умеют! Спасибо!С уважением Елена.


Вопрос:

Вениамин Васильевич
Валерий Васильевич, Вы считаете, что с качеством образования у нас было всё благополучно и его не следует улучшать, или Вы сетуете только за качество обучения в области естественных дисциплин?

Ответ:

Валерий Васильевич Лунин
Почему ЕГЭ не может быть единственной формой? Потому что дети – народ практичный. Если он собирается стать дипломатом и ему для этого нужно изучить историю, обществознание и иностранный язык, то он и будет это делать. А по остальным предметам – лишь бы получить минимум. А в любом образовании основа – естественные науки и математика. Когда ребёнок учит физику, биологию, химию, астрономию в обязательном порядке, он понимает существующую картину мира в целом. Раньше это было требование, обязательное для каждого ребенка. Сейчас абитуриенты геологического факультета вместо формулы воды пишут слово «вода». Они не знают химических знаков, химия у них – час в неделю. То же самое касается физики, биологии. Если я увлекаюсь историей или литературой – пожалуйста, вот книжки. А вот естественные науки и математика составляют основу жизни. Нужно понимать основные начала жизни, чтобы не погрузиться в средневековье. Возьмем 2009 год. 80% выбрали в качестве ЕГЭ обществознание и русский. Лишь 9.6% выбрали химию, 12.5% - физику. А ведь страна огромная, нужны специалисты. Ведь президент и правительство правильно говорят о модернизации экономики. А кто это будет делать?


Вопрос:

Чукин Владимир Владимирович
Здравствуйте, Валерий Васильевич! Каким представляется Вам будущее нашей молодежи в науке? Ведь дело не только в материальных стимулах. Что на Ваш взгляд следует предпринять государству в этом направлении?

Ответ:

Валерий Васильевич Лунин
Это-проблема государственная. Мы, со своей стороны, делаем все, чтобы наши дети любили химию. Проводим конференции учителей, олимпиады. Естественнонаучные кадры сегодня в основном пополняются из провинции. Москвичи и петербуржцы не идут на эти специальности. Так сложилось исторически. Тут все хотят быть юристами, экономистами, менеджерами. А кто-то ведь должен создавать экономику знаний. У нас на естественных факультетах по традиции 60-70% иногородних студентов, а в аспирантуре иногородних – до 90%. Это говорит о доступности образования в МГУ. Куда девать этих талантливых ребят? Вот пообещал сейчас президент 5 тысяч квартир, так это ж - капля в море. Раньше были жилищно-строительные кооперативы. Вот я, например, в свое время вступил в такой кооператив, мы с женой приобрели маленькую квартирку. Сейчас я ничего не могу сделать для своих ребят. Это – проблема должна решаться государством. На факультете к 1998 году мы дошли до уровня дохода до 2 тысяч долларов, до дефолта это было нормально. Я понимаю, что это не самый высокий уровень дохода, но есть молодые профессора, которые получают по несколько тысяч долларов. У них - хорошие контракты с российскими и зарубежными компаниями.


Вопрос:

Папоян Геворг
Уважаемый Валерий Васильевич! В настоящее время в нашей стране стараются ввести западноевропейскую систему образования, в то время как страны Запада сейчас активно перенимают советскую систему. Почему так происходит? Не страдаем ли мы в этом отношении комплексом неполноценности? Почему мы всё время должны ориентироваться на кого-то? По моему мнению, советское образование ничуть не уступало европейскому, а где-то, наоборот, было и лучше иностранного. Может, их система нам и даром не нужна? Можно ли сохранить наши традиции и качество отечественного образования, перейдя на западную систему? Если да, то каким образом? Заранее благодарен за ответ.


Вопрос:

Левон
Многоуважаемый Валерий Васильевич, здравствуйте! "Как сохранить традиции и качество образования"? Очень просто, ответ есть в вопросе: сохранить! Как Вы относитесь к нововведениям в школе, в ВУЗах, к ЕГЭ, к двухуровневому высшему образованию. Приведет ли это к признанию дипломов российских ВУЗов в Европе и в Америке?

Ответ:

Валерий Васильевич Лунин
Что касается Болонской системы, она может существовать и у нас. Правда, в отличие от западных вузов, мы отчисляем студентов за неуспеваемость на каждом курсе. Поэтому в итоге получаем высокое качество специалистов. Качество образования – это основа признания диплома. В конце 80-х – начале 90-х у российских выпускников спрашивали сертификат оценок. Сейчас даже и не спрашивают. Если бы наши выпускники захотели, они бы устроились за границей все. Я спросил одного американского ученого, почему он предпочитает российских выпускников. Он сказал: «Китайцы и индусы хорошо работают, а ваши хорошо думают». И это тоже традиция отечественного образования. Когда речь идет о непризнании дипломов, обычно имеют в виду врачей. У нас такого не было ни разу, чтобы диплом Химического факультета не признали в каком-либо университете мира.


Вопрос:

Кирилл Викторович
Уважаемый Валерий Васильевич, ни для кого не секрет, что в настоящее время бурно развиваются науки на стыке химии, физики и биологии. Как Вы считаете, естественные науки должны развиваться обособленно друг от друга, или все-таки совместно? И какие направления в современной химии пользуются наибольшей популярностью?

Ответ:

Валерий Васильевич Лунин
Обособленно ничего и никогда не развивается. В программе по высокотемпературным сверхпроводникам мы работали с физиками в очень тесном контакте. И тогда совсем молодой еще профессор Антипов создал на основе ртути высокотемпературные сверхпроводники. Или - самый сложный химический реактор – организм человека, но без физики и химии его работу не постигнешь. У нас в МГУ создан виртуальный "Институт человека", он уже два года существует под руководством В.А.Садовничего. Он объедяет усилия нескольких факультетов: химического, биологического, фундаментальной медицины, физического, биоинформатики. Там работают и психологи, задействован суперкомпьютер МГУ. Выпускник Химического факультета Дмитрий Лайков написал программу «Природа», которая расчитывает свойства новых лекарственных препаратов.


Вопрос:

Геворг
Уважаемый Валерий Николаевич! Какие серьезные изобретения за последние 5 лет были сделаны на Химическом факультете МГУ? Внедрены ли они куда-нибудь? И вообще, востребованы ли в нашей стране инновации сегодня? Готова ли наша страна за них платить ученым?

Ответ:

Валерий Васильевич Лунин
У нас лет семь назад была создана первая лаборатория совместно с бизнесом, с Дерипаской, по совершенствованию технологии получения алюминия. «Русский алюминий» помог оснастить эту лабораторию. Сейчас очень хорошее сотрудничество идет с Норильском по литиевым батареям. Новые композиционные материалы на основе графитов и полимеров создаются совместно с компанией Сухого. Есть очень перспективный контракт с компанией австралийской компанией по извлечению урана из руд. На кафедре аналитической химии и химической энзимологии сделаны абсолютно новые биосенсоры,измеряющие состояние организма. На кафедре химии природных соединений проводятся исследования по теломеразе.Есть еще абсолютно новые материалы из углеродных нанотрубок многостенных, которые позволяют получать очень высокие концентрации энергии, суперконденсаторы. Сейчас мы думаем о создании новых солнечных батарей. Медицинские полимеры, жидкокристаллические полимеры – те направления, которые сейчас на факультете интенсивно развиваются и будут внедряться.





Перейти к обсуждению на форуме >>