Элемент не найден!



Вопросы и ответы:


Вопрос:

Дмитрий В.
Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Иванович!

Есть ли план развития в школах кружков изобретательства? Как стимулировать развитие творческого мышления у детей и подростков?

Ответ:

Дмитрий Иванович Зезюлин
В Москве, да и во всех больших и малых городах на базе бывших дворцов пионеров организованы дома детского научно-технического творчества (заметьте: научно-технического!), где есть всевозможные кружки – авиа-, судомодельные и др. На салоне «Архимед» каждый год развёртывается большая экспозиция, где молодые ребята от 6 до 20 лет представляют свои изобретения. В июне проходит выставка НТТМ, собирающая со всей страны юных моделистов, проектировщиков, изобретателей и конструкторов, и осенью – выставка «Вузовская наука», где молодёжь тоже показывает свои достижения. Научно-техническим творчеством занимаются повсюду, а если где-то этого не происходит, вина лежит, конечно, на местной администрации и органах образования, которые не выполняют решений Правительства и Президента Российской Федерации, взявших курс на модернизацию экономики. Если только говорить и ничего не делать – результата не будет.

Многое зависит от школ и их директоров. И раньше не было какой-то специальной программы, только рекомендации. Занимались научно-техническим творчеством те, кому это было интересно. Чтобы стимулировать творческое мышление, надо посещать музеи и выставки, читать научно-популярные журналы, знакомиться с тем, что делают другие. Могу посоветовать посещать интересные сайты, форумы в Интернете, где можно общаться с интересными людьми. Сейчас таких сайтов много, где рассказывается об изобретениях и изобретателях, есть фото и видео, контакты (обратная связь). Но лучше всего – выставки, где всё это можно увидеть, потрогать руками, попробовать себя на тренажёрах и т.п.



Вопрос:

Марк Каган
Я гражданин России, но с 2001 года живу в Германии, то есть нерезидент. Имею вторую российскую группу инвалидности. Когда жил в России, пользовался значительными льготами по уплате всевозможных пошлин при оформлении собственных патентов. Переехав в Германию, стал нерезидентом и, следовательно, сейчас должен платить при подаче заявки на рассмотрение, за выдачу патента и его поддержание как иностранный заявитель. Законодатели, видимо, рассуждают как Паниковский из "Золотого телёнка": если я живу за границей, то автоматически стал буржуем, получая здесь социальное пособие, кстати, уменьшенное на величину моей российской пенсии. Поэтому я вынужден свои изобретения подавать в Немецкое патентное ведомство. Думаю, что для России они были бы не лишними. Последний патент в Германии получил на конструкцию планшетного компьютера. Мои письма к обоим президентам в периоды компаний перед их ежегодными выступлениями остались без ответа. Более того, пошлины были даже увеличены. Да здравствует курс Медведева на модернизацию России! Что Вы думаете по этому поводу? С уважением, радиоинженер, пенсионер, 9 русских патентов и 6 авторских, -

Ответ:

Дмитрий Иванович Зезюлин
В Германии, как и в России, можно попробовать обратиться в местные венчурные фонды. У них деятельность венчурных организаций должна быть достаточно развита. Немецкое патентное ведомство не занимается продвижением технологий. Это делают другие структуры. У нас такими вопросами занимаются специализированные организации, например, в Москве – Департамент науки и промышленной политики и Департамент развития малого предпринимательства Правительства Москвы, на федеральном уровне отвечает Министерство промышленности и торговли и др. Думаю, вам есть смысл зайти на сайт www.innovexpo.ru и посмотреть в перечень фондов и центров. Мы специально нашли и подготовили эту базу данных, где перечислены свыше 200 потенциальных партнёров (чтобы люди не тратили кучу времени на поиск в Интернете) и указано, как с ними связаться. По-другому действовать сложно.

Ещё советую зайти на том же сайте в «каталог», где собраны за 10 лет материалы и каталоги салонов «Архимед» и других выставок, посмотреть на своих коллег-изобретателей, на те организации, которые занимаются продвижением своих разработок, списаться, войти в контакт и тоже предложить свои услуги. Никому это не помешает.


Вопрос:

Сергей Дмитриев
Когда, на чьи деньги на телевидении появится "дорогая передача", возрождённая "ЭВМ" - "Это вы можете"? Я "нарисовал" и успешно испытал простые рассыпалки песка на тротуары в гололёд для сухого и обычного песка. Но песок, как при Иване Грозном, рассыпают кое-как лопатой.

Ответ:

Дмитрий Иванович Зезюлин
Почему только «ЭВМ»? Были и в последнее время у нас интересные передачи, например «Технодром имени Кулибина» на телеканале «Звезда» (к сожалению, сейчас не выходит), «Фабрика мысли» на канале ТВЦ шла три года подряд. В этом году из-за кризиса её выпуски приостановили, надеюсь, она ещё вернётся на телевидение. Сейчас идёт, может быть, менее удачная передача «Формула изобретения» на канале «Столица». Одни передачи уходят, другие приходят. Это закономерно. Телевизионщики ищут новые формы подачи, интересные сегодняшнему зрителю. Не обязательно они должны быть точно такие, как 30 лет назад. А своё изобретение обязательно где-нибудь представьте, например, на выставке.


Вопрос:

Анатолий Сокуров
Я сейчас не россиянин, но был, как и многие, когда-то "сесеэровцем". Сконструировал необычный двигатель внутреннего сгорания (с тороидальной рабочей камерой, из семи деталей). Всем колхозом отправили его в Москву. В патентном бюро завёл двигатель - побежали открывать форточки, посчитали, что это не обычно... Экспертиза установила новизну, но потом меня замордовали разными справками. Полагаю, двигатель и сейчас актуален. Как быть?

Ответ:

Дмитрий Иванович Зезюлин
Для начала надо попытаться обратиться к тем венчурным капиталистам, фирмам и фондам, которые у нас перечислены на специальном портале www.innovexpo.ru, где перечислены все наши выставочные мероприятия, в которых можно принять участие, российские и зарубежные венчурные фонды, центры передачи технологий. Войдите с ними в контакт, проведите переписку в Интернете. Заинтересованные обязательно захотят встретиться. А, встретившись, поймут, чем вы располагаете, и начнут сотрудничать. Главное – начать действовать.


Вопрос:

Денис
Дмитрий Иванович, хочу задать два вопроса:

1. Какие способы юридической защиты своего изобретения от незаконного копирования и воспроизведения с незначительными изменениями имеет в собственном арсенале изобретатель (помимо патента)?

2. Можно ли, опираясь на современное законодательство Российской Федерации, полностью защитить от плагиата своё техническое решение, реализованное в готовом продукте?

Ответ:

Дмитрий Иванович Зезюлин
1) Можно самому хранить секреты, это и есть так называемое ноу-хау (с англ. «знаю как»), и не раскрывать их никому, прежде всего, хранить тщательно всю документацию и результаты научных исследований. С юридической точки зрения результаты исследования и технология принадлежат автору, и никто не может у него всё это взять без разрешения. Но что делать и кому жаловаться, если найдутся ловкачи, которые смогут перевернуть результаты с ног на голову, переиграть, перекрасить, выдать за свои и запатентовать как свою разработку? Поэтому защитить автора может только патентование изобретения. Получая патент, вы функции защиты возлагаете на государство.

2) Чтобы полностью защитить своё техническое решение, патентовать надо не только изобретение в целом, но и каждый узел в отдельности, каждое новшество, которое придумывает изобретатель, а также способ, средство, метод и т.д. Так делают все зарубежные авторы изобретений. Например, в каждой новой модели автомобиля от 50 и выше патентов на все узлы и детали. Это самый надёжный способ защиты. И патентовать надо не только в России, но и в тех странах, где автор со своим изобретением собирается выходить на рынок.


Вопрос:

Вадим Емельянов
Нужна ли изобретателям Россия? Хотят ли они работать в России? Что они делают, что бы им было хорошо и удобно работать в России?

Ответ:

Дмитрий Иванович Зезюлин
Из разговоров с изобретателями знаю, что большинство хотят работать в России и для России. Думаю, их не меньше 90%. Кто не хотел – уже уехал. В отличие от учёных, многие изобретатели продолжают работать в России, на своей земле, на своём производстве. Для российских изобретателей важны дружеские отношения, наш российский менталитет, производственная база на родине, а кому-то – даже наш русский климат. В основной массе они патриоты. Да, им трудно, но они здесь живут и творят. Это мы должны сделать так, чтобы нашим изобретателям было хорошо и удобно. И, прежде всего, нужно принимать законы об изобретательской деятельности.


Вопрос:

Виталий
Логика проста: если изобретения нужны, то такой вопрос не встаёт. Не так ли?

Ответ:

Дмитрий Иванович Зезюлин
Изобретения, конечно, нужны. Вопрос в том, что нужно для того, чтобы максимально использовать их на благо общества.


Вопрос:

Александр Крапивин
Я - обладатель патента (№2295452) на простое изобретение: стойки гиперболоидной формы, набранные из деревянных брусков. Казалось бы, чего и внедрять - всё на виду, очевидно, что и затрат на внедрение практически никаких. Но не получается. Что можете посоветовать?

Ответ:

Дмитрий Иванович Зезюлин
Мой совет – участвуйте в выставках, чтобы все увидели ваше изобретение. Думаю, найдутся те, кто его оценит по достоинству. Можно сходить на инновационную выставку как посетитель, познакомиться с изобретателями, которые имеют опыт внедрения, найти производителя и начать вместе работать.


Вопрос:

Клим Данилов
Дмитрий Иванович, у меня к Вам несколько вопросов.

Сколько подавалось заявок на изобретение и получено патентов, авторских свидетельств в РСФСР в 1990 году и сколько в 2009 году в РФ? Какой процент изобретателей получает хоть какой-то доход от своих изобретений? Подозреваю, что тысячная доля. В связи с этим утверждаю, что платная "обдираловка" в ходе подачи заявки на изобретение - сильнейший тормоз для развития изобретательства в нашей стране. Рядовой изобретатель, живущий на зарплату, не в состоянии выкидывать тысячи рублей на получение патента. В настоящее время отменили даже отсрочку от уплаты пошлин на рассмотрение заявок для государственных предприятий. Считаю, что стране, в конечном счёте, выгодно на бесплатной основе рассматривать все заявки - это оправдается стократно. Например, изобретённое в РФ устройство по "сшиванию" треснувших алмазов способно принести годовой экономический эффект в 1 млрд долларов. За такие деньги можно оплатить экспертизу 30 миллионов заявок на изобретения, среди которых, в свою очередь, найдутся близкие по эффективности. Япония не жалеет деньги и закупает в других странах даже отклоненные заявки - значит, это окупается многократно. У многих моих знакомых есть идеи, которые они не оформляют в качестве заявки на изобретение, так как не хотят выбросить несколько тысяч рублей за рассмотрение заявки и патент, который, к тому же, можно и не получить - риск всегда остается. Ваше мнение?

Ответ:

Дмитрий Иванович Зезюлин
В 1990 году в СССР изобретатели получили 180 тыс. авторских свидетельств. В 2008 году (за 2009 год Роспатент пока подводит итоги) получено 22260 патентов на изобретения, 9250 патентов на полезные модели и 1990 – на промышленные образцы. Кроме того, иностранцы получили 6548 патентов РФ. В целом, конечно, число заявок уменьшилось. Но раньше это были авторские свидетельства на изобретения, а сейчас – патенты с правом собственности, а их надо поддерживать. Поэтому сейчас всё не патентуют, а только то, что может быть реально внедрено. По статистике, это примерно 10% изобретений, и примерно столько же изобретателей получают доход от внедрения своих изобретений.

Если у изобретателя нет средств, но он хочет, чтобы его изобретение было внедрено, он должен найти инвестора, который заинтересуется его изобретением. Какой смысл в получении патента, если он собирается жить на одну зарплату? Если изобрёл – надо искать коммерсанта, с кем-то в долю входить и т.д. А дальше – развивать производство и работать. А получить патент ради того, чтобы его в рамочку на стенку повесить – не имеет никакого смысла.

Есть специальный агентства, ведомства, фирмы, которые занимаются внедрением этих патентов, и их в Москве более чем достаточно. Можно приехать на салон «Архимед» или обратиться на наши сайты www.archimedes.ru или www.innovexpo.ru, где даны списки организаций (с адресами и фамилиями руководителей), занимающихся финансированием проектов.

Не всё у нас так уж плохо: российские технологии и готовые разработки тоже покупают. Обычно это какой-то один новый готовый продукт со всей интеллектуальной собственностью. Его покупают, чтобы потом на своих предприятиях сделать ещё несколько. И зарубежные технологии мы на таких же условиях покупаем.

Мы сейчас очень сильно проигрываем в оснащении предприятий, в отличие от зарубежных производств, оборудование у нас старое, наши предприятия работают очень медленно. Если мы хотим, чтобы у нас что-то покупали, и мы были конкурентоспособны, нужно провести модернизацию производства, прежде всего, крупного машиностроения, авиа-, судо- и вагоностроительных заводов и т.д. Тогда уже можно внедрять наши технологии, модернизировать производственную базу. Тогда и кадры будут способны к восприятию инноваций, и наши инновации будут логично вписываться в наше производство. Государство пытается создать госкорпорации (Ростехнологии, Росатом и др.), чтобы провести модернизацию производства. Но пока её темпы не велики.

Зачастую выходит так: человек что-нибудь изобрёл, опираясь на передовые научные знания, и пытается внедрить на предприятии, где всё устарело морально и физически. И ничего не получается – нет смычки производства и изобретателя. Вот наших изобретателей и приглашают зарубежные компании, создают все условия, помогают сделать опытный образец, внедрить, а изобретатели получают хороший доход.


Вопрос:

Изабелла
Дмитрий Иванович!

Я удивилась, что ВОИР еще существует. Я сама изобретатель, но уже давно отошла от этой деятельности. Но у меня сын, имеющий высшее техническое образование, которому друзья говорят, что не от кого защищать наши изобретения: Европа и Америка далеко ушли, а китайцы и так все "передерут". Никак не могу его вразумить, что патент нужен для защиты интеллектуальной собственности. Нужно в ВУЗах студентов и аспирантов просвещать. Раньше в учреждениях были патентные отделы, а сейчас их нет. Что делать молодым и несведущим в патентных премудростях специалистам? Есть ли курсы по повышению квалификации?

Ответ:

Дмитрий Иванович Зезюлин
Я читаю лекции о патентном праве студентам МГУПИ (Московский государственный университет приборостроения и информатики) на кафедре Инновационных технологий в производстве и приборостроении. Думаю, многое зависит от руководителей университетов, институтов, колледжей. Где-то поставлена работа, а где-то нет. В идеале, идея эта должна спускаться сверху – на федеральном уровне. Но сверху не поступает предложений, поэтому надо действовать снизу, например, создавать и возрождать патентные отделы и просвещать молодёжь.

Ежегодно во время работы Салона «Архимед» проходят занятия в «Международном университете изобретателя «Архимед», куда можно попасть по предварительной заявке. Для московских слушателей этих курсов средства на счёт организаторов перечисляют Правительство Москвы и префектуры административных округов. В течение нескольких дней проходят семинары, конференции по патентно-лицензионной работе, по изобретательской и рационализаторской деятельности. По окончании вручается сертификат.

Между выставками мы проводим методические занятия в ВУЗах, по префектурам и большим предприятиям, где созданы первичные организации ВОИР. Разработаны методические рекомендации об установлении патентно-лицензионной работы на предприятиях промышленности и в научных организациях.





Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее