Элемент не найден!

Вопросы и ответы:

Константин
Здравствуйте Вячеслав Владимирович. Спасибо вам за работу.У нас в регионе развелось слишком много лис,лиса стала "сорным" животным и ее отстреливают.Хотелось бы узнать какие еще есть "сорные" животные на территории России. Спасибо

Павел
Уважаемый Вячеслав Владимирович!
Какова законодательная сила такого документа, как Красная Книга? Например, такой документ существует для Москвы, что не мешает "окультуриванию" и/или застройке мест обитания редких животных (например, Царицынского парка и Братеевской поймы, что фактически привело к исчезновению в Москве обыкновенного хомяка; я уж не говорю о ситуации с Утришским заказником). Такое впечатление, что Красная книга создаётся только для того, чтобы чиновники могли дарить друг другу красивые тома, украшая ими свои кабинеты. Тигр и леопард - та же эффектная картинка: кто бы стал давать деньги на "незнаковых" животных?

Рожнов Вячеслав Владимирович
Уважаемый Павел! Красная книга – не законодательный документ. Если Вы возьмете Красную книгу Российской Федерации (Животные) (М., 2001 г.), найдете в ней Положение о Красной книге и подробно можете с ним ознакомиться. Виды, которые в эту книгу заносятся, по закону полностью исключаются из хозяйственной деятельности человека. Если таким видам наносится ущерб деятельностью человека, то должны исчисляться и взыскиваться определенные нормативными актами таксы. Присутствие в Красной книге того или иного животного или растения является основанием для создания разнообразных особо охраняемых природоохранных территорий – заповедников, Национальных парков, заказников. Вопрос состоит не в том, «дарят ли чиновники друг другу красивые тома для своих кабинетов», а в том, соблюдаются ли законы. Несоблюдение законов создает то впечатление, о котором Вы пишите.

По поводу тигра и леопарда я уже говорил. Это наиболее угрожаемые виды. Если не предпринять активных мер по их изучению и сохранению сейчас, то через 5-10 лет сохранять будет просто некого. Крупные хищные млекопитающие, а особенно кошачьи – наиболее уязвимые виды. И если бы не было «эффектных картинок», то на их исследование и сохранение никто не дал бы денег. Что касается «незнаковых» животных, единственным способом сохранения многих из них являются особо охраняемые территории, для существования которых выделяются специальные деньги из бюджета страны. И опять, вопрос состоит в том, насколько выполняется законодательство.

mmjvtv
Кто живёт в заповеднике Галичья гора?

Рожнов Вячеслав Владимирович
«Галичья гора» – один из первых заповедников России (основан в 1925 году), он находится в Липецкой области. Сейчас заповедник состоит из 6 участков, расположенных в центральной части области по берегам Дона и его притоков. Разбросанные на десятки километров друг от друга, они наряду с заказниками и памятниками природы составляют единую систему особо охраняемых природных территорий, цель которой – сбережение уникальных ландшафтов, животного и растительного мира Северо-Донского реликтового района. Скалы Галичьей горы и Воронова Камня, дубравы Плющани и Воргольского, ковыльные степи Быковой Шеи, нагорные березняки Морозовой горы являются эталонами природы этого района. В 1990 году в заповеднике «Галичья Гора» создан питомник редких видов хищных птиц, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации. Основной целью его организации является восстановление находящихся под угрозой исчезновения популяций этих птиц, а также возрождение традиций «Русской соколиной охоты».

Елена
В Черноголовке появилась информация, что в скором будущем рядом или даже на месте биостанции вашего института будет построено четыре завода. Не могли бы Вы прояснить ситуацию, и если всё так, то выразить свой протест?

Рожнов Вячеслав Владимирович
Уважаемая Елена! На территории биостанции никаких заводов строить не предполагается. Я не располагаю никакой информацией из официальных источников по этому поводу.

Сергей
Чем отличается дальневосточный леопард от африканского? Ему грозит вымирание, т.е. он занесен в Красную книгу или с ним все в порядке (браконьерам он не нужен)?

Рожнов Вячеслав Владимирович
Сергей, добрый день! Про дальневосточного леопарда я уже говорил. К сожалению, реальная ситуация с этим подвидом еще хуже, чем в официальной статистике. Мы очень надеемся, что популяция этих животных на территории Дальнего Востока России все же более 30 особей. Но браконьеры могут добить и их. Только за нынешний 2009-й год были найдены останки двух убитых браконьерами взрослых леопардов. Совсем недавно РТР передавало в новостях о найденной ловушке с шариками взрывчатки, предположительно поставленной китайскими браконьерами на леопарда. Если в прошлом веке этих красивых кошек убивали ради ценного меха, то сейчас браконьеры используют все – на китайскую нетрадиционную медицину. Это настоящая «черная» индустрия. Еще много лет назад международные фонды по защите животных публиковали статьи о целых «фабриках» по производству медвежьей желчи, например. И нам нужно очень многое сделать, чтобы изменить отношение людей к редким видам животных. А еще должны работать законы в отношении браконьерства. Но это уже вопросы государственной политики. .

Чтобы иметь полную информацию о состоянии популяции дальневосточного леопарда, необходим индивидуальный мониторинг животных. Это новый уровень исследований, который до сих пор не использовался при изучении дальневосточного леопарда. Применение ошейников со спутниковыми GPS-передатчиками, а также неинвазивных методов исследований (молекулярно-генетических, гормональных, кинологической идентификации индивидуального запаха) позволяют получить бесценную информацию о перемещениях каждого леопарда, их взаимоотношениях внутри популяции, а также репродуктивного статуса животного. Именно эти задачи ставит наша Программа по изучению и сохранению дальневосточного леопарда.

Про отличия подвидов. Африканский и дальневосточный леопарды отличаются и внешне, и генетически. Внешние признаки в значительной степени связаны с теми условиями, в которых живут эти звери. Наш дальневосточный леопард прекрасно чувствует себя зимой, его более густая шерсть спасает и от мороза, и от ветра со снегом. Он хорошо приспособлен к жизни в лесной и гористой местности. Молекулярно-генетические особенности также позволяют различать эти подвиды и, кроме того, определять «родство» с леопардами из зоопарков.

Лена
Вячеслав Владимирович, не могли бы Вы в двух словах рассказать суть концепции опосредованной коммуникации млекопитающих? Что это такое - опосредованная коммуникация млекопитающих?

Рожнов Вячеслав Владимирович
Уважаемая Лена! Опосредованная – значит не прямая. В коммуникации млекопитающих очень велика роль запаховых сигналов и животные часто обнюхивают друг друга, чтобы иметь представление о своем партнере. Это прямая коммуникация. Но не все звери имеют такую возможность в силу того, что уровень социальных взаимодействий у них разный: одни живут в группах, другие нет, одни встречаются между собой чаще, другие реже, одни более дружелюбны, другие менее и т.д. А механизм поддержания той структуры, в которой живут любые животные – так называемой внутрипопуляционной группировки, должен функционировать. Вот опосредованная коммуникация и обеспечивает поддержание таких связей между животными: они общаются между собой не напрямую, обнюхивая друг друга, а опосредованно, т.е. посредством запаховых меток, которые животные оставляют в пространстве. В таких метках содержится информация об оставивших их особях – самец это или самка, взрослый зверь или молодой, самка беременная или нет, самец половозрелый или нет и т.д.

Дмитрий
Уважаемый Вячеслав Владимирович, у вашего института есть биостанция в Черноголовке. Биологические исследования (скорее, зоологические) обычно ассоциируются с труднодоступными районами, или, по крайней мере, удаленными. Какими исследованиями занимается станция буквально в промышленном сердце страны?

Рожнов Вячеслав Владимирович
Уважаемый Дмитрий! Научно-экспериментальная база «Черноголовка» – лишь одна из семи биологических станций Института. Она расположена в Ногинском районе Московской области рядом с Научным Центром РАН в Черноголовке, в лесу, на двух участках общей площадью 40 га. База организована в 1975 г. по инициативе академика В.Е. Соколова для изучения поведения и химической коммуникации диких млекопитающих в условиях, максимально приближенных к естественным. На базе имеется уникальная живая коллекция наземных млекопитающих общим числом около 2000 особей. Среди них – хищные (куньи – хори, норки, соболи; виверровые – мусанги, генетты; рыси, мелкие кошачьи), копытные (кабарга), насекомоядные (ежи, выхухоли), грызуны (лесные полевки, серые полевки, мышовки, песчанки, домовые мыши, хомячки, морские свинки), зайцеобразные (кролики), летучие мыши. На биостанции работают сотрудники лаборатории поведения и поведенческой экологии млекопитающих, которой я непосредственно руковожу. Здесь выполняются экспериментальные исследования коммуникативного и социального поведения млекопитающих, биологии размножения; разрабатываются методы и технологии содержания и разведения редких видов зверей.

Тамерлан
Здравствуйте, Вячеслав Владимирович. Возник такой вопрос. Существуют какие-нибудь прикладные технологические направления в области эволюционных исследований или же они имеют преимущественно теоретическую направленность? Есть ли исследовательские группы, занимающиеся прикладными исследованиями? ПС.Вопрос актуальный, т.к. в наше время идет тенденция коммерциализации науки и поэтому многие области исследований остаются за бортом.

Рожнов Вячеслав Владимирович
Здравствуйте, Тамерлан! Конечно, такие направления существуют. Но скорее, в области сельскохозяйственной генетики и популяционной генетики, чем в зоологии.

Алексей, студент
Правда ли, что озон опасен для хвойников? И как тогда быть с рспространенным мнением, что после грозы - целебный воздух?

Рожнов Вячеслав Владимирович
Уважаемый Алексей! Конечно, после грозы дышится легче, потому что воздух насыщен ионами кислорода. Озон ведь и состоит из трех молекул кислорода. По поводу хвойников – не думаю, что это как-то может им навредить. В истории Земли были периоды сплошных климатических «встрясок» с грозами, но хвойные леса остались.

Евгений
Уважаемый Вячеслав Владимирович! Каким растениям в нашей стране грозит исчезновение и почему? Есть ли среди исчезающих видов растений те, которые находятся под угрозой из-за потепеления климата?

Рожнов Вячеслав Владимирович
Здравствуйте, Евгений! Вы затронули очень широкую проблему. Еще из школьной программы известны такие виды растений – первоцветы в лесу, лесной ландыш, например. Или персиколистный колокольчик. Исчезновение этих растений связано с прямым истреблением их человеком. Такие виды занесены в Красную книгу Российской Федерации – последнее издание вышло не так давно и в нем можно познакомиться со всеми этими растениями. Но не только прямое истребление является причиной исчезновения растений. Нередко человек настолько изменяет своей деятельностью природу, что условия, необходимые для произрастания растений, кардинально меняются и в них растения не могут выжить. Конечно, и климатические факторы имеют свое значение. Потепление климата происходит неравномерно и по-разному влияет на растения разных климатических зон. Например, потепление в зоне вечной мерзлоты может привести к затоплению огромных территорий Восточной Сибири и исчезновению растений, которые характерны для этого региона. А на юге потепление приводит к опустыниванию огромных территорий и исчезновению других видов растений.

array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given