Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Место МАКС на мировом рынке авиационно-космических салонов и выставок

Начало: 22.07.2009 | Окончание: 05.08.2009


Нагаев Юрий Александрович


Юрий Александрович Нагаев - президент ОАО "Авиасалон", один из основателей Международного авиакосмического салона(МАКС), профессор Московского авиационного института, заместитель председателя совета директоров ЛИИ имени М.М.Громова.

На первом этапе своей научной деятельности в 50-е – 60-е годы, работая в летно-исследовательском институте авиационной промышленности (ныне ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова») он вел работы в области создания, отработки и внедрения новых высокоэффективных систем аварийного покидания летательных аппаратов.

За участие в разработке и внедрении в эксплуатацию всережимных катапультных установок в 1965 году Нагаеву Ю.А. было присвоено звание Лауреата Ленинской премии.

В 1971 году ему была присуждена ученая степень кандидата технических наук.

С 1974г. по 1984г. он работал начальником научного отделения ЛИИ им. М.М. Громова по тематике систем жизнеобеспечения экипажей и защиты бортового оборудования от воздействия внешних факторов.

Юрий Александрович - автор десятков научных статей, изобретений, книг.

18 последних лет Нагаев Ю.А. посвятил становлению и развитию в нашей стране международных авиационно-космических салонов (МАКС). Он является одним из основных инициаторов регулярного проведения в России международных авиационно-космических салонов, в период с 1992г. по 2003г. был генеральным директором всех салонов.

В дальнейшем под его руководством была разработана программа создания и постоянного совершенствования аэродромно-выставочной базы, реализация которой позволила создать необходимые условия для успешного проведения авиакосмических салонов на территории аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова в г. Жуковском.

Успешное проведение под руководством генерального директора Нагаева Ю.А. Мосаэрошоу-92, МАКС-1993, МАКС-1995, МАКС-1997, МАКС-1999 и МАКС-2001 позволило Российскому авиационно-космическому салону занять достойное место в ряду аналогичных салонов, проводимых в мире. С 2006г. по настоящее время Ю.А. Нагаев является президентом ОАО «Авиасалон».

В этот период по различным вопросам организации МАКС во многих специализированных авиационных журналах опубликовано более 15 аналитических статей Ю.А. Нагаева. В наиболее обобщенном виде подробная информация о создании, становлении и перспективах развития МАКС в России изложена в двух книгах Нагаева Ю.А.:

1. МАКС в России. Дорогами борьбы и побед.
- Жуковский: Издательство ПК «Сервис» 2005г. – 194 с.
2. МАКС в России. От «Мосаэрошоу-92» до ТВК «России»
- Москва: Издательство ООО «Арт Партия» 2009г. – 276 с.


Просмотров: 11474 | Комментариев: 4


Вопросы и ответы:


Вопрос:

Игорь
Скажите, пожалуйста, ожидаются ли какие-либо новинки на МАКСе-2009, которые раньше не выставляли на салоне?

Ответ:

Нагаев Юрий Александрович
Уважаемый Игорь, на МАКС-2009, как и на любом другом авиакосмическом салоне в нашей стране, проводившимся начиная с 1993 года, участники будут демонстрировать множество новинок – натуральных образцов и макетов самолетов, вертолетов, двигателей и бортового оборудования для них, а также будут представлены результаты НИР и ОКР в области новых материалов и технологий.

Конечно, перечислить все новинки («изюминки»), которые будут представлены на МАКС-2009, не представляется возможным в кратком ответе на сайте журнала, и не только из-за большого объема информации, но и по той причине, что экспоненты не всегда хотят заранее сообщать о новинках в своих экспозициях, предпочитая преподносить сюрпризы непосредственно на выставке.

Однако несколько значительных примеров я могу привести. Это прежде всего новейший среднемагистральный российский лайнер «Суперджет-100» (SSJ-100). Он был впервые представлен на салоне в Ле Бурже в июне этого года. Однако там он демонстрировался в том виде, в котором проходил летные испытания в Жуковском. На МАКС-2009 будет демонстрироваться более презентабельная версия SSJ-100 с внутренним салоном, кухней, полками и т.д., причем самолет буде выставлен на статической стоянке и примет участие в программе демонстрационных и показательных полетов.

Впервые на МАКС-2009 будет продемонстрирован многофункциональный истребитель СУ-35 боевого авиационного комплекса пятого поколения, грузовой самолет гражданской авиации Ил-96-400Т. Этот самолет – новейшая модификация семейства Ил-96 с удлиненным фюзеляжем, новыми двигателями ПС-90А1, новейшим пилотажно-навигационным комплексом российского производства, позволяющим эксплуатировать самолет без ограничений по всему миру. Также впервые наши зрители увидят в полете многоцелевой истребитель «Рафаль» французской компании «Дассо ависьон». Однако чтобы увидеть все новинки авиационной и космической техники, я рекомендую Вам, Игорь, посетить МАКС-2009. Вы не пожалеете об этом, если действительно интересуетесь авиационно-космической техникой.



Вопрос:

Игорь Евгеньевич
Поздравляю с успешным перевооружением/довооружением Индии, Китая, стран арабского мира и прочих, успешно развивающихся, и, возможно, в будущем наших экономических и военных соперников! А Вам не жаль, что наша новейшая техника востребована только за рубежом при удручающем состоянии отечественной оборонки?

Ответ:

Нагаев Юрий Александрович
Уважаемый Игорь Евгеньевич, действительно, торговля оружием т военной техникой, включая авиационную, – важная составляющая часть нашей внешней торговли. Выручка от этой деятельности составляет значительную часть внешнеторгового баланса нашей страны и свидетельствует о высокой конкурентоспособности нашей техники. Естественно, увеличивая доходную часть бюджета страны за счет успешной внешней торговли военной техникой, у правительства появляется дополнительная возможность увеличивать расходы бюджетных средств на переоснащение вооруженных сил России, что и делается в последнее время.


Вопрос:

Александр
Очень нравится МАКС, всегда собираю друзей и приезжаю с ними на салон. Прекрасное шоу! Нравится атмосфера там, хорошая организация и даже работа ГАИ. Особенно нравится сообщество людей-зрителей салона. Но вот в плане коммерческих успехов и научно-практической составляющей салона... Мне кажется, что в этом его польза невелика. Кажется, что изначально салон был задуман во многом как элемент воспитания чувства гордости за свою страну и ее великую историю. В этом ключе он и существует по сей день.
Буду рад, если вы возразите мне.

Ответ:

Нагаев Юрий Александрович
Уважаемый Александр! Я очень рад, что Вам нравится с друзьями посещать МАКС в Жуковском и Вы, как и многие другие, воспринимаете это посещение как праздник. Но у меня есть все основания возразить Вам в части оценки, а точнее недооценки коммерческих успехов и научно-практической составляющей салона. Что касается коммерческих успехов МАКС, я достаточно подробно осветил эти данные в ответах на вопросы, заданные мне другими читателями журнала, в частности на вопросы №4, 6 и 7.

Повторюсь, коммерческие результаты работы салона впечатляют. Только на МАКС-2007 контрактов подписано на сумму более 2,5 млрд. долларов.

По научно-технической составляющей салона мне хотелось бы ответить подробнее. Дело в том, что российский авиакосмический салон в этой части является лидером среди всех аналогичных салонов, проводимых в мире. Только в работе МАКС имеет место такая обширная научно-техническая (последнее время её называют «деловой») программа. Важнейшим отличием МАКС от других международных выставок является проведение международных научных конференций, семинаров и круглых столов с участием ведущих отечественных и зарубежных ученых, конструкторов и инженеров по важнейшим направлениям развития авиационной науки и техники.

Так, в рамках МАКС-2007 состоялся IX Международный научно-технический симпозиум «Авиационные технологии XXI века», который объединил три научно-технические конференции и один семинар. В процессе проведения симпозиума было заслушано 227 докладов, общее число участников составило 588 человек, в числе которых 130 представителей зарубежных компаний. На МАКС-2009 планируется проведение еще более обширной научно-технической (деловой) программы, включающей 18 различных мероприятий – международных конгрессов, конференций, симпозиумов, семинаров, круглых столов и т.п.

Подробно с деловой программой МАКС-2009 можно ознакомиться "на нашем сайте"


Вопрос:

Татьяна
Судя по названию интервью, организаторов МАКСа не интересуют продажи нашей авиационной техники. Интересует лишь коммерческий успех самого мероприятия, т.е. авиационно-космического салона. Иля я неправа?

Ответ:

Нагаев Юрий Александрович
Уважаемая Татьяна! Хочу Вас успокоить, Вы действительно ошибаетесь, утверждая, что нас не интересуют продажи нашей авиационной техники, а «интересует лишь коммерческий успех самого мероприятия». Это заблуждение. Постараюсь разъяснить Вам позицию организаторов салона. Прежде всего, поясняю, что акционерное общество «Авиасалон» является лишь исполнительной дирекцией Международных авиакосмических салонов, регулярно проводимых в нашей стране начиная с 1993 года. Официальным организатором МАКС в соответствии с указаниями Президента и распоряжениями Правительства РФ является государство в лице Министерства (в настоящее время Минпромторга). Задача МАКС в соответствии с указанными выше директивными документами – демонстрация достижений отечественной авиационно-космической промышленности в целях развития международного сотрудничества и подтверждения конкурентоспособности российских образцов высокотехнологичной авиакосмической техники. И организаторы салона, постоянно совершенствуя технологию проведения МАКС, стараются обеспечить решение этой главной задачи. Не сразу, а постепенно МАКС становится не только выставкой и аэрошоу, но и площадкой для заключения коммерческих контрактов и соглашений. Так, на прошедшем салоне МАКС-2007 было подписано контрактов по гражданской авиационной технике и по военно-техническому сотрудничеству на сумму более 2,5 млрд. долларов. Это серьезный экономический эффект от проведенного в России авиакосмического салона. И это главный результат салона. Более подробно я осветил эту проблему в ответах на другие вопросы читателей. Прошу Вас ознакомиться.

Что же касается результатов финансово-хозяйственной деятельности исполнительной дирекции мероприятия – ОАО «Авиасалон», то, естественно, выполняя важную национальную программу, предприятие должно работать рентабельно, и нам это пока удается.


Вопрос:

bacha
Юрий Александрович! МАКС прекрасное зрелище и только! Скажите что из того, что было показано, принято на вооружение ВВС? Или так и будем летать на технике 70-годов, а на разведку будем отправлять стратегические бомбордировщики? Спасибо

Ответ:

Нагаев Юрий Александрович
Вопрос, поставленный Вами, требует обстоятельного ответа с предоставлением большого объема фактических данных о поставке отечественных вертолетов и самолетов на вооружение в ВВС Российской Федерации. Поскольку я не располагаю полными данными по данному вопросу, приведу Вам лишь несколько примеров.

Как правило, новинки военной авиационной техники проходят следующий путь, прежде чем попасть на вооружение.

На выставках (авиасалонах) демонстрируются опытные образцы летательных аппаратов, силовых установок и бортового оборудования для них. После этого опытные образцы должны пройти достаточно большой объем заводских и государственных испытаний и доводки техники до состояния, пригодного для принятия на вооружение. Поэтому много примеров того, как впервые показанная на авиасалоне техника лишь через несколько лет и в существенно измененном виде попадает в воинские части страны.

Так, например многоцелевой ударный самолет Су-34 длительное время был экспонатом нескольких салонов в Жуковском. Однако только на МАКС-2007 он выступил в новом качестве – как серийный авиационный комплекс, начавший поступать в боевые части российских ВВС. По заявлению представителей МО РФ, до 2014 года ВВС России должны получить 58 самолетов типа Су-34, а общее число этих машин в дальнейшем будет доведено как минимум до 200 единиц.

Похожая история с поставкой в ВВС учебно-тренировочного комплекса на базе самолета ЯК-130, который демонстрировался на многих предыдущих салонах, но только с середины 2009 года начал поступать в ВВС России. Аналогичные примеры можно привести по модернизированным боевым самолетам типа Су-24М, Су-25СМ и Су – 27СМ. Показанные на МАКС-2007 эти модернизированные авиационные комплексы начали поставляться российским ВВС только с конца 2007 года.

Можно привести и другие подобные примеры по боевым самолетам и вертолетам.


Вопрос:

Трофимов Алексей
Что-то наработанная, в общем, успешная отрасль экономики как-то не радует... Это что - "так и должно быть"?

Ответ:

Нагаев Юрий Александрович
Уважаемый Алексей! Ваш вопрос относится скорее к категории эмоциональных, а не научно-технических. Убеждать Вас в том, что все замечательно в авиационно-космической отрасли у меня нет оснований. Конечно, существует масса проблем как научно-технического, так и организационного и экономического характера, особенно обострившихся в период глобального финансово-экономического кризиса. Однако и сгущать краски, утверждая, что «Вас не радует наша отрасль экономики», по моему мнению, необъективно. Достижения в нашей авиационно-космической промышленности, безусловно, имеются, хотя всегда хочется большего. Чтобы убедиться в справедливости моих слов нужно просто побывать на очередном авиационно-космическом салоне МАКС-2009 и своими глазами увидеть последние достижения отрасли. Добро пожаловать на МАКС-2009 в период 18-23 августа 2009 года!


Вопрос:

Леонид Иванович
А что было продано за рубеж на прошлом МАКСе?

Ответ:

Нагаев Юрий Александрович
Уважаемый Леонид Иванович! МАКС-2007 подтвердил репутацию выставки, как площадки для заключения коммерческих контрактов и соглашений: только «ОАК» на салоне 2007 года подписал контракты по гражданской авиационной технике на сумму 1,5 млрд. долларов, а контрактов по военно-техническому сотрудничеству было заключено на сумму около одного млрд. долларов, в том числе:
1. Контракт между ФГУП «Рособоронэкспорт» и Минобороны Индонезии о поставке 3 самолетов Су-27СКМ, 3 самолетов Су-30МК2, а также авиационного оборудования на сумму 330 млн. долларов;
2. Договор между ММПП «Салют» и компаниями из Индии, Китая и Эфиопии на поставки авиационных двигателей на сумму 40 млн. долларов;
3. Контракты между РСК «Миг» и Минобороны Казахстана на сумму свыше 60 млн. долларов на поставку тренажера для истребителей-перехватчиков МиГ-31;
4. Протокол о намерениях между ФГУП «Рособоронэкспорт» и Минобороны Чили о поставках 30 вертолетов Ми=17В-5 на сумму более 400 млн. долларов;


Вопрос:

Лена
Правда ли, что МАКС будет объединяться с салоном в Ле Бурже? Зачем это МАКСу? Плохое финансовое состояние?

Ответ:

Нагаев Юрий Александрович
Уважаемая Елена, информация о возможном объединении МАКС с авиакосмическим салоном в Ле Бурже ошибочна . Это, скорее всего, искаженный перевод с французского языка интервью гос. секретаря по делам внешней торговли Франции по поводу российско-французского сотрудничества в области авиации и космонавтики, где она упомянула о проведении в 2009 году салонов во Франции и в России, отметила что этот год является перекрестным годом Франции в России и России во Франции, что у нас очень много совместных работ в авиационно-космической области. Вопрос об объединении этих двух совершенно независимых салонов никогда не ставился и является, по моему мнению, абсурдным.


Вопрос:

Виталий Б.
Уважаемый Юрий Александрович, хотелось бы узнать, участвуют ли в МАКС страны бывшего СССР и насколько активно? И еще, будет ли выступать на МАКСе "Superjet" Сухого? Спасибо.

Ответ:

Нагаев Юрий Александрович
Уважаемый Виталий, страны бывшего СССР, имеющие предприятия авиационного профиля, постоянно участвуют в работе МАКС, начиная с 1993г. Так, на МАКС-2009 в качестве экспонентов будут участвовать предприятия Украины, Белоруссии, Узбекистана, Литвы и Латвии. Несмотря на некоторые политические проблемы во взаимоотношениях с нашей страной, тесные связи между предприятиями авиационных отраслей не были разрушены, и МАКС является ярким подтверждением этого. Суперджет-100 будет одним из главных экспонатов МАКС-2009. Самолет будет представлен на статической стоянке летательных аппаратов, работы по программе его создания будут широко показаны на стендах «ОАК», самолет примет участие в программах демонстрационных и показательных полетов.


Вопрос:

Константин
Юрий Александрович, из выпускников моей группы МАИ 2005 в авиационном КБ работает один человек. Больше никто свою жизнь с авиацией не связал. Можно конечно сказать, что молодежь "непатриотична". А еще, что нужно изменить, что бы конструировать самолеты было не только почетно, но и что бы семью обеспечивать хотя бы на уровне продавца мобилок?

Ответ:

Нагаев Юрий Александрович
Уважаемый Константин, Вы затронули очень актуальный и больной для авиационной промышленности вопрос о молодых специалистах. В связи с развалом Советского Союза и резким сокращением бюджетного финансирования авиакосмической промышленности проблема кадров в отрасли чрезвычайно обострилась. Старые кадры уходят, постепенно угасают крупные научные школы, приток молодых специалистов из авиационных вузов чрезвычайно слабый. Совершенно ясно, что необходимо предпринимать решительные меры. Определенные сдвиги в этом направлении намечаются. Об этом, в частности, свидетельствует программа работы МАКС-2009, в которую включены такие мероприятия как Молодежный форум «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодежи», II конференция ОАО «ОАК» «Система подготовки кадров для авиационной промышленности» , встреча Президента АССАД Чуйко В.М. с молодыми специалистами и студентами авиадвигателестроительных ВУЗов и т.п. Вопросами молодежной политики, включая улучшение условий жизни молодых специалистов в последнее время серьезно озабочены руководители страны. Будем надеяться, что скоро появится результат.





Перейти к обсуждению на форуме >>