Элемент не найден!



Вопросы и ответы:


Вопрос:

Александра
Я слышала, что еще супруги Котсы изучали творчество обезьян и довольно много об этом узнали. Что удалось узнать нового в Ваших исследованиях?

Ответ:

Марина Алексеевна Ванчатова
Надежда Николаевна Ладыгина-Котс была первой, которая анализировала рисунки шимпанзе. Но это было более широкое исследование, где рисование и рисунки составляли только маленькую часть большого количества интереснейших данных. В наших исследованиях мы, кроме всего прочего, обнаружили новые техники изображения, изучали поведение при рисовании, анализировали сами рисунки и т.д.



Вопрос:

Александра
Уважаемая Марина Алексеевна! Как заставляют животных (обезьян) рисовать? Дают им еду? Вырабатывают на нее с детства условный рефлекс?

Ответ:

Марина Алексеевна Ванчатова
В наших экспериментах ПРИНЦИПИАЛЬНО не заставляем животных рисовать. Они рисуют только тогда, когда хотят. Условный рефлекс не вырабатываем, нас интересуют спонтанные реакции. Еду тоже не даем. Иногда в порядке исключения после окончания рисования можем им дать маленький кусочек банана. Но для них более важно, если мы, например, их хвалим или играем с ними.


Вопрос:

Павел Крылов.
Творчество животных сомнительно для многих, иногда не оставляют за ними даже право на чувства и эмоции. На каком этапе эволюционного развития человека появилось творчество - как факт? Творчество - это результат развития чего, и в почему оно было потребностью для первобытного человека?

Ответ:

Марина Алексеевна Ванчатова
Если говорить об искусстве, то сохранились рисунки первобытного человека на стенах пещер, также находят вырезанные фигурки животных или человека или музыкальные инструменты (флейта). Но все это имеет уже высокий уровень изобразительной техники. Первые шаги к изображению не сохранились, как не сохраняются следы на песке. Наши эксперименты по рисованию с приматами могут нам помочь понять, как это происходило у человека. Конечно же нельзя считать творчество человека и человекообразных обезьян одним и тем же. Но здесь везде присутствует момент создания нового (нового рисунка, нового орудия, нового способа поведения).


Вопрос:

Кочаровская Екатерина
Как Вы определяете понятие "творчество"? Насколько близко, на Ваш взгляд, творчество приматов и творчество человека? С уважением, Кочаровская Екатерина

Ответ:

Марина Алексеевна Ванчатова
У человекообразных обезьян "творчество" – это процесс, в котором животное придумывает что-то новое и делает это спонтанно. Такая деятельность часто как бы "лишняя" – животное не получает пользу от того, что делает. Иногда "творческое" решение задачи все-таки может принести пользу. Например, английский этолог и писатель Джейн Гудолл, наблюдала в Танзании, как самец шимпанзе "творчески" использовал пустые канистры от бензина: он стучал ими во время своих агрессивных демонстраций, запугивал остальных самцов. Хотя этот самец и не был самым сильным в стаде, он скоро стал вожаком.

Если мы сравним рисунки маленьких детей и человекообразных обезьян, то увидим, что первая стадия развития рисунка – каракули – для них общая.


Вопрос:

Елена
Я прочитала на сайте Дарвиновского музея о выставке "художественных произведений" человекообразных обезьян и поняла, что их рисование Вы считаете осознанным. Так ли это? То есть, они действительно рисуют, что-то отображают на бумаге? А могут ли рисовать другие виды обезьян?

Ответ:

Марина Алексеевна Ванчатова
В наших экспериментах рисовали три вида человекообразных обезьян – шимпанзе, гориллы и орангутаны. Описано рисование у карликового шимпанзе бонобо. Рисуют дельфины и слоны. Иногда появляются сообщения о рисунках кошек, кроликов и т.д. Но «творчество» последних не имеет ничего общего с рисованием человекообразных обезьян, слонов или дельфинов. В таких случаях животного (кошку или кролика – ред.) окунают лапами в краску, а потом оно бежит по белой простыне или бумаге. Следы на холсте потом называют "рисованием". С творческим рисованием это не имеет ничего общего и только демонстрирует проявление стрессовой реакции у этих животных.


Вопрос:

Игорь Евгеньевич
Уважаемая Марина Алексеевна!
1.Какова практическая польза человечеству от исследований в области этологии, кроме чисто познавательной?
2.Какое животное Вы считаете самым «умным»?
3.Насколько богат речевыми символами «язык» общения животных? Интересна также структура их речевых символов по видам (звук, мимика, позы, запахи и пр).
4.Делались ли попытки существенно повысить интеллектуальный либо творческий потенциал животных путём селекционного отбора?
5.Способны ли животные воспринимать информацию с экрана монитора или телевизора? Спасибо.

Ответ:

Марина Алексеевна Ванчатова
1. Этология приносит много практических результатов. Например, в области охраны редких и исчезающих видов: мы не можем охранять то, что не знаем, но благодаря этологии меры по сохранению редких видов становятся более эффективными. Знания по поведению животных практически могут помочь в создании соответствующих условий и продлить жизнь животных в зоопарках. Ведь только опираясь на знания, можно снижать стресс животных (например, формируя группы животных с учетом их социальной организации, и т.д.). В Чехии, например, этологи обнаружили, что от способа и времени содержания рогатого скота на скотобойнях зависит качество мяса – это звучит довольно жестоко, но хорошо иллюстрирует, что фундаментальные исследования приносят пользу, которую можно подсчитать в рублях и копейках. С другой стороны, даже если человечество не получит ни рублей, ни копеек, но сохранит хотя бы часть того, что его окружает, оно будет намного богаче.

2.Каждый вид животных "умен" по-своему. Способности животных отвечают среде, в которой они живут. Шимпанзе, рожденный в лаборатории и решающий сложнейшие задачи, погибнет в природе очень быстро, как бы "умен" он не был. А шимпанзе, который не умеет решать математические лабораторные задачи, выживет в своей среде, потому что каждый день решает другие, жизненно важные задачи: найти еду, партнера, спастись от хищников, защитить детенышей и т.д.

3.Необходимо различать понятия Речь и Язык. У приматов имеет место коммуникация как с помощью запахов (особенно у полуобезьян, игрунковых обезьян), мимики (особенно у человекообразных обезьян), так и звуков, поз и жестов. Они не обладают человеческой речью, но могут использовать языки-посредники для коммуникации с представителями других видов (не только с человеком). Что касается общения с людьми, приматы всех видов человекообразных обезьян способны использовать такие языки-посредники, например, язык жестов, которым пользуются глухонемые, или искусственные языки, где используются карточки с символами, или компьютерные лексиграммы и т.д.

4.В каждом эксперименте происходит определенный выбор – некоторые животные охотно и успешно решают задачи, некоторые нет. Несколько лет назад проводились эксперименты по разведению разных линий лабораторных мышей на основании критериев, связанных с их способностью решать задачи. Многообразие пород собак – результат селекции, где выбирались определенные качества (охотничьи собаки, собаки, перевозящие груз, охраняющие стада овец и т.д.). В человеческом обществе тоже происходит определенный отбор, например, через школы для талантливых детей, хотя селекцией его назвать нельзя.

5.Это зависит от вида. Я знаю, что в американских зоопарках человекообразным обезьянам помогали научиться определенному типу поведения, например, материнскому, демонстрируя по телевизору, как самки в природе заботятся о своих детенышах. Пару дней назад была опубликована статья, описывающая как шимпанзе по телевизору учился изготовлять сложное орудие из двух простых. ________________________________________





Текст сообщения*
:D :) ;) 8-) :angel: :?/ :( :lol: :lolz: :o :| :evil: :cry: :{} %o :idea: :!: :?:
Защита от автоматических сообщений
 
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее