Борис Натанович Стругацкий
- Дорогой Андрей! Признаюсь, Ваш вопрос поставил меня сначала в тупик. «Где имение, и где вода?! Это же совершенно разные повести!» Но потом я, разумеется, сообразил, что к чему. Действительно, в самой основе обеих повестей лежит один и тот же сюжетный прием: герой переносится из черного, «плохого» мира, в мир светлый, «хороший», не задерживается в нем и возвращается обратно. Сходство это, однако, авторам никогда в голову не приходило. Слишком различались «конкретные обстоятельства». Ведь один герой переносился в Светлый мир от отчаяния, в поисках спасения, он бежал, он, по сути, «дезертировал», это была «попытка к бегству». Другой же был перенесен в светлый мир чужою властью, против своей воли, вопреки своим желаниям. Одному Светлый мир пришелся по душе, он наслаждался им, он готов был здесь остаться навсегда, и только муки совести, сознание совершаемого отступничества заставили его вернуться «во тьму», чтобы умереть, - не потеряв достоинства. Другой же Светлый мир отнюдь не полюбил, ему было тут тесно, душно, неудобно, он не хотел этого мира, и он силой прорвался обратно, - силой! – только бы вернуться в привычное, в свое, родное, - чтобы быть дома… Эти очевидные различия настолько превалировали в авторском восприятии, что от исходного сходства в их сознании не оставалось и следа. И если уж и говорить о каком-то «предшественнике» «Парня», то это, конечно, не ПкБ, это, скорее, «Трудно быть богом» - помните фантазии Руматы на тему, что было бы, если бы Вагу Колесо перебросило вдруг в Мир Полудня?