Элемент не найден!



Вопросы и ответы:


Вопрос:

Дмитрий Рольщиков
Уважаемый Борис Натанович, очень хотелось бы узнать о судьбе проекта "Белый Ферзь". Ведёт ли над ним ещё работу автор? И если да, то когда следует ожидать выхода книги? Спасибо.

Ответ:

Борис Натанович Стругацкий
- Автор утверждает, что «вот-вот», «скоро», «остались мелочи»… Ждем-с.



Вопрос:

Сергей
Уважамый Борис Натанович! Занимались ли Вы в период так называемого "застоя" изучением зарубежной фантастики, которая в Советском Союзе была запрещена? Если да, то какое было Ваше отношение к этим произведением тогда и сейчас, изменилось ли оно? Спасибо.

Ответ:

Борис Натанович Стругацкий
«Изучением зарубежной фантастики» я отнюдь не занимался. Я ее просто читал. Жадно. С наслаждением. Все, что попадется под руку. Тогда иностранной фантастики выпускалось мало, но зато это была фантастика отборная, лучшее из того, что выходило «за бугром» (хотя и не все лучшее, а только «идеологически выдержанное»). Потом наступила перестройка, и на нас обрушился вал переводов, полностью подчиняющихся Закону Старджона: «Девяносто процентов всего на свете – дерьмо». Кончилось это тем, что иностранщина мне надоела. «Переел». И уже много лет, я ее не читаю. Читаю только отечественную фантастику. Иногда – с удовольствием. Изредка даже – с большим удовольствием.


Вопрос:

А. Воробьев
Борис Натанович! Возможно, я ошибаюсь, но в ваших книгах очень отчетливо виден ваш пессимизм в отношении будущего человеческой цивилизации. Несмотря на технические достижения, в нарисованном вами будущем человеку не слишком уютно. Почему? В связи с этим ещё вопрос. Один из ваших романов заканчивается тем, что главный герой собирается отдать найденный им золотой шар, исполняющий все желания, всему человечеству. А что будет, если что-нибудь подобное действительно произойдет? Получится ли из этого что-нибудь хорошее?

Ответ:

Борис Натанович Стругацкий
- У нас есть несколько «миров будущего». Некоторые из них, действительно, неуютны и даже неприятны, но Мир Полудня – отчего же? Он задумывался авторами, как мир, в котором им самим хотелось бы жить, и он, по-моему, вполне комфортен и привлекателен. Конечно, там тоже происходят неприятные и даже печальные события, но как же иначе? Любой, сколь-угодно справедливый и комфортный мир, если он достаточно сложен, обязательно будет порождать события во всем их спектре – от самых приятных до самых печальных. Иначе – только в раю. Но ведь там скучно!
-- Наш герой вовсе не хочет «отдавать Золотой шар всему человечеству». Он просто не знает, что следует желать. Что надо хотеть. Как? Я на его месте мучался бы точно так же. «Счастье для всех, даром!...» От души, но примитивно и нереально, ибо то, что одному счастье – другому беда. Так было всегда и так будет. И, наверное, самое правильное было бы (уподобляясь герою рассказа «Обезьянья лапка») пожелать, чтобы Шар исчез и человечество снова оказалось бы предоставлено самому себе. «Никто не даст нам избавленья», как поется в старом недобром гимне, и это верно, но – страшно!


Вопрос:

Алексей Максимов
Борис Натанович, очень рад возможности задать Вам вопрос.
Скажите, какое из произведений Стругацких нравится Вам больше всего (или ценится Вами?
Мир "Полдня XXI века" достижим? Считаете ли Вы, что к нему и его идеям построения общества стоит стремиться? Спасибо.

Ответ:

Борис Натанович Стругацкий
1.Я много раз писал об этом. Самое любимое, самое уважаемое, самое совершенное, самое ценимое произведение АБС с точки зрения самих авторов – повесть «Улитка на склоне».
2. - Ничего совершеннее и желаннее этого мира мы придумать не сумели, и никакая более благородная социальная цель, нежели стремиться к нему, нам известна не была. И не известна сегодня мне. К сожалению, достижимость этого мира была всегда и остается сегодня под большим вопросом. Ясно только, что мир этот останется недостижим, пока не будет сформулирована и реализована Высокая теория воспитания, позволяющая практически безошибочно воспитывать из человеческого детеныша творческую личность. Впрочем, никаких даже попыток создать такую теорию я не наблюдаю. Пока я не вижу даже, кому вообще в нашем мире может сегодня понадобиться эта теория и, собственно, зачем.


Вопрос:

Леонид Штанге
Уважаемый Борис Натанович! Не кажется ли Вам, что фантастика как жанр зашла в какой-то тупик, она превращатся в фэнтези или крутится вокруг избитых тем? Для развития жанра нужен некий прорыв вперед, а вот его-то и не видать.

Ответ:

Борис Натанович Стругацкий
- Видимо, фэнтези и есть этот «прорыв вперед». Пятнадцать лет назад ее и в помине не было, а сегодня она заполонила все. Это ли не прорыв? Другое дело, что не этого прорыва мы ждали. Я, во всяком случае. Но ведь в мире происходит не то, что нам хочется, а то, что хочется большинству. «Равнодействующая миллионов воль».


Вопрос:

Константин Герасимов
Борис Натанович, как вы считаете, сейчас может развиваться и иметь популярность "романтическая НФ"? Такая как "Страна багровых туч"?

Ответ:

Борис Натанович Стругацкий
- Но, по-моему, такой «романтической» и сейчас полно? Во всяком случае, она мне постоянно попадается под руку. Раз издается, значит, популярна. Нет?


Вопрос:

Ефимов Александр
Уважаемый Борис Натанович, как пишут критики, в своё время вы разочаровались в образе будущего, которое можно назвать условно «коммунистическим». Насколько они правы? Кое что из ваших вещей приехало с нами в Новую Зеландию и сейчас на полках библиотеки. Мы были воспитаны на ваших прежних вариантах будущего они остаются и сейчас ближе моему поколению.
Каким вы видите будущее нашей цивилизации, можно ли создать оптимальное общество с помощью научных знаний , без пиара, депутатов, олигархов, президентов , теневых правительств и т.д.? Перечитал “Пикник на обочине”: да, сейчас пишут по-другому - растащили бы, развезли эту тему на толстенную книгу, да ещё с продолжением, но ничего не поделаешь – бизнес. Что вы чувствуете, когда видите, как из небольшого вашего произведения вырастают целые миры, сценарии фильмов и игр, которые множатся до сих пор?
С уважением Александр Ефимов

Ответ:

Борис Натанович Стругацкий
- Критики врут. Никогда АБС не разочаровывались «в образе будущего», которое они писали. Мир Полудня всегда был для них и остается по сей день Миром-в-котором-им-хотелось-бы-жить. Во всяком случае, ничего лучшего ни мы, ни кто-либо еще, по-моему, не придумал. Только вот «коммунизм» здесь не при чем. Слово, между прочим, хорошее, емкое, но уж больно его засалили и испоганили, так что лучше им вообще не пользоваться. Лет сто. Что же касается будущего нашей цивилизации, то никакого отношения к Миру Полудня оно, скорее всего, не имеет. И не будет иметь – по крайней мере, в этом веке. В лучшем случае это будет Мир Потребления, описанный нами в «Хищных вещах века». В худшем (если разразится энергетический кризис) – возможны сколь-угодно неприятные варианты, хотя до «1984» дело, скорее всего, не дойдет. Впрочем, ни авторитаризма, ни жесткого контроля над личностью нам, пожалуй, не избежать. Нехватка энергии в сочетании с необходимостью антитеррористической борьбы сделают свое дело.

По поводу «вырастания целых миров» не чувствую ничего особенного. Процесс этот, надо признаться, проходит как-то мимо меня и оставляет меня вполне равнодушным.


Вопрос:

Андрей Лазарчук
Добрый день, Борис Натанович!
Меня давно грыз вопрос, который я всё никак не мог сформулировать. Вот вроде бы получилось. Братья Стругацкие по какой-то причине дважды написали практически одно и то же произведение. Я имею в виду "Попытку к бегству" и "Парня из преисподней". Такое случается, мне кажется, только тогда, когда писатель категорически не удовлетворён тем, что получилось в первый раз, и приступает к "работе над ошибками" - иногда вплоть до полного отрицания того, что писалось ранее. Но в данном случае мы этого не видим, и оба произведения и развиваются, и заканчиваются одинаково, и несут в себе в общем-то один и тот же посыл. Можете Вы как-то объяснить этот феномен?

Ответ:

Борис Натанович Стругацкий
- Дорогой Андрей! Признаюсь, Ваш вопрос поставил меня сначала в тупик. «Где имение, и где вода?! Это же совершенно разные повести!» Но потом я, разумеется, сообразил, что к чему. Действительно, в самой основе обеих повестей лежит один и тот же сюжетный прием: герой переносится из черного, «плохого» мира, в мир светлый, «хороший», не задерживается в нем и возвращается обратно. Сходство это, однако, авторам никогда в голову не приходило. Слишком различались «конкретные обстоятельства». Ведь один герой переносился в Светлый мир от отчаяния, в поисках спасения, он бежал, он, по сути, «дезертировал», это была «попытка к бегству». Другой же был перенесен в светлый мир чужою властью, против своей воли, вопреки своим желаниям. Одному Светлый мир пришелся по душе, он наслаждался им, он готов был здесь остаться навсегда, и только муки совести, сознание совершаемого отступничества заставили его вернуться «во тьму», чтобы умереть, - не потеряв достоинства. Другой же Светлый мир отнюдь не полюбил, ему было тут тесно, душно, неудобно, он не хотел этого мира, и он силой прорвался обратно, - силой! – только бы вернуться в привычное, в свое, родное, - чтобы быть дома… Эти очевидные различия настолько превалировали в авторском восприятии, что от исходного сходства в их сознании не оставалось и следа. И если уж и говорить о каком-то «предшественнике» «Парня», то это, конечно, не ПкБ, это, скорее, «Трудно быть богом» - помните фантазии Руматы на тему, что было бы, если бы Вагу Колесо перебросило вдруг в Мир Полудня?


Вопрос:

Воробьёв Иван
Уважаемый Борис Натанович, скажите, пожалуйста, как вы относитесь к творчеству дуэта Г.Л. Олди?

Ответ:

Борис Натанович Стругацкий
- С большим уважением отношусь к их эрудиции, к их трудолюбию, к умению выдумывать и строить сюжет. Серьезные писатели.


Вопрос:

Nazim Alimamedov
Почему вы забросили тему детской и фольклорной фантастики как то "Понедельник начинается в субботу"?

Ответ:

Борис Натанович Стругацкий
- Мы всегда старались писать так, чтобы новая вещь получалась не похожа на все предыдущие. Как следствие – отсутствие у нас (практически полное) стилистических и сюжетных повторов. В частности, мы несколько раз задумывали писать продолжение «Понедельника» (даже в новейшие времена: НИИЧАВО в эпоху перестройки), но так и не сумели преодолеть себя и собственные принципы. Может быть, это и к лучшему? Мировой опыт показывает, что «римейки», как правило, неудачны.





Текст сообщения*
:D :) ;) 8-) :angel: :?/ :( :lol: :lolz: :o :| :evil: :cry: :{} %o :idea: :!: :?:
Защита от автоматических сообщений
 
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее