Элемент не найден!



Вопросы и ответы:


Вопрос:

Павел Шатохин
1.Уважаемый Андрей Михайлович, какова вероятность гибели одного человека в случае столкновения Земли с кометой или астероидом ( в сравнении, например, с вероятностью гибели в авиационной катастрофе)?
2. Существует ли межгосударственный, государственный или общественный орган занимающийся исключительно проблемой "астероидной опасности"? Какова степень обратной связи такого органа с соответствующими структурами власти, ООН?
3.Разработаны ли какие-либо алгоритмы взаимодействия государств и т.д. в случае возникновения "астероидной" опасности?

Ответ:

Финкельштейн Андрей Михайлович
1.Средняя вероятность гибели человека в авиакатастрофе и вследствие столкновения Земли с астероидом или кометой сравнимы и имеют порядок (4-5)х10-3 %. При этом нужно понимать, что эти значения рассчитываются как произведение вероятности события на число жертв, которых в этом событии может быть. Последняя величина в случае падения астероида может быть на семь порядков больше, чем соответствующая величина в авиационной катастрофе. По этой причине неудивительно, что средняя вероятность гибели человека от укуса змеи в 4 раза меньше.

2. Исследования в области «астероидной опасности» ведутся учеными (астрономами, физиками, геофизиками, геохимиками, биофизиками и др.) и инженерами (специалистами в области ракетной техники, атомного оружия, контроля космического пространства и др.). Благодаря этим работам к проблеме «астроидной опасности» было привлечено внимание, как национальных правительств, так и международного сообщества. В частности, в 1996 г. на парламентской ассамблее Совета Европы была принята резолюция, указывающая на реальность опасности для человечества со стороны астероидов и комет, сближающихся с Землей и призывающая правительства стран Европы поддерживать исследования в этой области. Она же рекомендовала создать международную ассоциацию «Фонд космическая стража», учредительный акт, которой был подписан в Риме в том же году. Основной задачей этой ассоциации является создание службы наблюдения, слежения и определения орбит астероидов и комет, сближающихся с Землей.

В настоящее время наибольшую масштабность исследований АСЗ проявляют США, которые, согласно директивам Конгресса, организовали службу в рамках программы «Space Guard», поддерживаемой Национальным агентством по исследованию космического пространства (НАСА) и Министерством обороны США. Главными компонентами этой программы являются подпрограммы:

- LINEAR, осуществляемая Лабораторией Линкольна в Соккоро (Нью Мехико) в кооперации с ВВС США на базе двух 1-метровых оптических телескопов;
- NEAR, осуществляемая Лабораторией реактивного движения на 1-метровом телескопе на Гавайях совместно с ВВС США и на 1,2- метровом телескопе обсерватории Маунт Паломар (Калифорния);
- Spacewatch, осуществляемая на телескопах с диаметрами зеркала 0,9 и 1,8 метра на обсерватории Китт-Пик (Аризона);
- LОNEOS, осуществляемая на 0,6-метровом телескопа Ловеллской обсерватории;
- СSS, осуществляемая на 0,7-метровом и 1,5-метром телескопах в Аризоне.
Одновременно с этими программами ведутся радиолокационные наблюдения более 100 АСЗ на радарах в обсерваториях Аресибо (Пуэрто-Рико) и Голдстоун (Калифорния). По-существу, США в настоящее время играют роль общеземного форпоста по обнаружению АСЗ и слежения за ними.

В СССР регулярные наблюдения за астроидами, включая АСЗ, велись в Крымской астрофизической обсерватории АН СССР. Кстати говоря, долгие годы именно КрАО являлась мировым рекордсменом в открытии новых астероидов. Россия же, с распадом СССР, потеряла все южные астрономические базы, на которых велись наблюдения астероидов (КрАО, Николаевская обсерватория, Евпаторийский центр космической связи с 70-метровым планетным радаром). В России, начиная с 2002 г., наблюдения АСЗ ведутся только на скромном полулюбительском 32-сантиметровом астрографе Пулковской обсерватории. Несмотря на то, что деятельность группы Пулковских астрономов, занимающаяся наблюдением АСЗ, вызывает глубокое уважение, очевидно, что Россия нуждается в существенном развитии астрономических ресурсов для организации регулярных наблюдений астероидов. В настоящее время организации Российской академии наук совместно с организациями Роскосмоса и других министерств и агентств разрабатывают проект Федеральной программы по проблеме астероидно-кометной опасности. В ее рамках предполагается создание новых инструментов. В рамках Российской космической программы намечено создание радара на базе 70-метрового радиотелескопа Центра космической связи в Уссурийске, который также можно будет использовать для работ в этой области.

3.Нет. И это связано, на мой взгляд, со следующим обстоятельством. Международное сообщество в лице его политических и государственных деятелей не готово рассматривать проблему «астероидной опасности» как одну из первоочередных. В силу этого оно не считает необходимым вырабатывать сколько-нибудь строгие правовые акты, регулирующие деятельность государств в этих обстоятельствах. Я думаю, что сейчас эта позиция вполне разумна, поскольку разработка международных соглашений, регулирующих правовые и межгосударственные вопросы, предполагает детальное понимание проблемы, которая должна регулироваться. Как я уже говорил, международное сообщество обратило внимание на необходимость поддержки детального исследования этой проблемы учеными, а различные государства в той или иной степени откликнулись на этот призыв.






Текст сообщения*
:D :) ;) 8-) :angel: :?/ :( :lol: :lolz: :o :| :evil: :cry: :{} %o :idea: :!: :?:
Защита от автоматических сообщений
 
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее