Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Страницы: 1
RSS
От блохи до Интернета, О ляпах и перекосах стремительного внедрения Интернета в образовательную среду.
Помнится, Николай Семёнович Лесков, талантливый писатель, автор произведения «Левша», в 1881 г. описал некий сказ о том, что где-то в году, этак, в 1815, еще при жизни Императора Александра I, русские умельцы Левша с сотоварищами заморскую диковинку, металлическую блошку подковали. Хотя до подковывания она, вроде танцевать могла, а вот после нет. К чему я это? Да к тому, что целый пласт мировой культуры вплоть до середины 20 века был связан с этой тварью.
Отголоски этой всемирной любви к блошке слышны до сих пор. Совсем недавно дамы украшали свою грудь часами в корпусе «блохоловки», сегодня многие фирмы эксплуатируют эту форму для флеши. Сегодня место этой некогда всемирной любимицы блошки прочно занимает Интернет.
Интернет пришел довольно поздно в систему образования. Долгое время и сам компьютер считался чем-то ужасно чуждым для консервативной педагогической среды. Помнится в 1988 г., открыв кафедру психологии в Абаканском государственном педагогическом институте, отправил всех своих сотрудников изучать азы пользования компьютером. Дорого это мне стоило. Взбунтовавшиеся преподаватели добились моего ухода с заведования. Чуть позднее, основав кафедру прикладной психологии и «Центр компьютерной психодиагностики и профориентации» при ней, участвовал в совещании с присутствием замминистра образования Хакасии. Вопрос стоял о том, что делать с одним из абаканских техникумов. Я, ознакомившись предварительно с учебно-материальной базой техникума, предложил начать подготовку операторов-программистов ЭВМ/ПК. Замминистра за голову схватился: «Что вы городите! Какие операторы ЭВМ/ПК? Для этого нужно высшее образование. То, что вы предлагаете – это девальвация диплома!». Но прошли годы и сегодня этот техникум «Приказом Министерства образования РФ от 5 июня 1993 года Абаканский политехнический техникум преобразован в Хакасский политехнический колледж» с отделением технологии и программирования. Вслед за ним в Абакане еще два средних учебных заведения стали обучать по специальности информатика.
Российская педагогическая общественность, как говорится, «долго запрягает, но быстро ездит».
Хоть и поздно, по сравнению с развлекательными и эротическими web-ресурсами, в российском сегменте сети Всемирной паутины появились и «Педсовет», и «Сеть творческих учителей», и «СоцОбраз» и др. площадки с образовательным содержанием. Педагоги и психологи образования получили возможность выставлять на суд коллег свои разработки уроков, мероприятий, ppt-презентаций, как иллюстративного материала к ним, организовывать творческие и предметные конкурсы, олимпиады, при этом, не выходя из дома или школьного кабинета.
А насколько захватывающие перспективы использования Интернета и дистанционного образования применительно к лицам с ограниченными образовательными возможностями? Не надо зданий, приспособленных для передвижения тех, кто плохо ходит, не нужен большой штат коррекционных педагогов, не нужно ломать голову над тем как их интегрировать в социальную среду. Помогли семье купить компьютер, обеспечили выход в Интернет – и все проблемы сняты. Пусть живут, отгороженными от других своих сверстников, в своем мирке и не мешают тем, у кого этих ограниченных возможностей нет. Нет ни проблем с воспитанием, ни с наполняемостью класса. Да и саму работу с родителями можно проводить, не видя ни пап, ни мам, ни их чад, через Интернет.
Именно в педагогической среде возникла такая новация, как «родительское собрание в сети». Если так дальше пойдет, то, может, и дети будут рожаться в этой же самой сети и сбудется мечта из одной популярной песенки про электричество: «Смотреть мы будем на электробегемотов, Летать мы будем на электросамолетах, Избавим женщин от мучительных родов, Нажал на кнопочку, и человек готов» (http://biblioteka.org.ua/book.php?id=1121022114&p=3).
Но, как говорится: «попытка не пытка», возможно, набив в очередной раз шишек на своем педагогическом лбу, психологи поймут, что вместо расширения границ возможностей общения и информационного обмена мы можем получить их сужение.
Повсеместное неконтролируемое использование Интернета вряд ли положительно влияет на интеллект и личные качества подрастающего поколения. С самого первого класса дети приучаются не думать: зашел в сеть и скачал реферат. Формально –  прогресс налицо. Реально. Да хоть один реферат первоклассника или контрольная, курсовая, дипломная работа студента-дистанционника (да и очника тоже) была кем-нибудь из принимавших и оценивающих ее преподавателей проверена на заимствование? Хотя и системы такой проверки уже давно разработаны. Вопрос лишь в том, кто контролировать должен. Вероятно тот, кто эти самые рефераты и дипломные задает для контроля – т.е. учитель, преподаватель.
Может и хорошо, что Интернет так поздно пришел в образовательную среду, поскольку пытливый педагогический ум, помноженный на скудость финансирования, да на рабский, со времен еще Перикла, менталитет учителя способен превратить любую новацию в пытку. И про пытку - это не оговорка. К сожалению, истории мировой психиатрии и педагогики хранят в своих анналах периоды наивных увлечений механотехническими средствами воспитания. Иногда об этом стоит помнить.
Похоже, опять мы, подобно лесковскому Левше с сотоварищами, испортили заморскую диковинку и вместо того, чтобы починить «блошку» - подковали ее. И найдется ли тот Левша, что на смертном одре передаст каком-нибудь «Мартын-Сольскому» оружейный секрет чистки дул: «— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся».

© Л.Ф.Чупров, кандидат психологических наук, профессор РАЕ
:)))))))
Цитата
LeoChpr пишет:
....ua/book.php.....
дык это ж украина!
а там - извините уж такое сейчас происходит..:))))
Тот верил в проповедь аббата,
А этот — лишь в кулак солдата,
И были споры горячи,
И все хватались за мечи.
Батлер, «Гудибрас»
domine, aiutaci!
Спорные, противоречивые чувства вызвало данное аналитическое обозрение. Приятно видеть, что новаторы на Руси не перевелись. Горько сознавать, что пионерам трудно приходится.
Автор точкой отсчёта своей общественной деятельности в Интернете называет 1988 год.  
До Интернета в СССР внедрялось в жизнь такое научно-техническое чудо как видеомагнитофоны. "Комсомольская правда", исходя из показушного желания идти в ногу со временем, в самом начале восьмидесятых организовала дискуссию на эту тему. Зачинщиком её стала супружеская пара, учёные по профессии, которые хвалились тем, что без просмотра великолепных голливудских фильмов свою жизнь уже не представляют.
Мою точку зрения "КП" так и не опубликовала. (Ныне данную газету вообще брезгую в руки брать. Мне не интересно, даже противно  знать, чьи члены полоскались во влагалище старушки-примадонны).  
Так вот.
Я был в форменном ужасе от высказывания молодых людей. Возмущению моему и тогда не было предела. Писал примерно следующее.
Видеозапись - бесценный дар научно-технического прогресса. Использовать моментальное кино только в развлекательных целях - пошло, глупо, преступно. Видеозапись призвана влить новую жизненную силу в образование. Как в средней школе, так и в высшей.
Возьмем, к примеру, такую профессию как рентгенология. Одних учебников мало для качественного обучения молодого специалиста. В учебник можно втискнуть максимум сотню застывших рентгеновских картин. Ни один учебник, миллионы слов не способны передать язву желудка, на протяжении 15 минут выискиваемую опытным рентгенологом. Только видеозапись передаст картину прохождения бариевой взвести по живым, изменчивым, суживающимся и расширяющимся пищеводу, желудку, двенадцатиперстной кишке. Только видеозапись способна показать порядок манипулирования рукой и тубусом. Куда нажать, как повернуть больного, как закачать воздух.
Ибо не на пустом месте родилась пословица "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
Я призывал ведущие лечебные учреждения страны подготовить обширнейшую видеобиблиотеку . По всем специальностям.
Увы, этого нет и поныне.  А ведь интернет способен  подхватить  и развить то, что было, либо могло быть отработано в рамках видеозаписи.  
До чего же обидно. Общество нацелили "мусолить" такие довольно отвлечённые темы, как ЕГЭ и нанотехнологии. То же, что не требует особых капиталовложений, но несёт огромный созидательный потенциал, преступно не замечается.
Уважаемый Иван Пашук, честно говоря не пойму, а за что меня-то Вы решили высечь. О том, что с помощью видео (но тогда это было кино) написано еще в одной из статей профессора Л.В.Занкова можно в учебном процессе показывать, то, что нельзя представить на практике, например работу двигателя внутреннего сгорания. Статья называлась вроде "О способах сочетания наглядности и живого слова учителя в учебном процессе". Я ее конспектировал еще учась на первом курсе, а это было в первой половине 70-х годов прошлого века. Я пытался как раз говорить не о том, что вы мне приписываете, и что возводите в заслугу каким-то неизвестным супругам. Вы, вообще не внимательно читали. В 1988 г. я про Интернет и не слышал. Увы, мой сетевой стаж с 2000 г.
Прочтите, пожалуйста, повнимательнее.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)

От блохи до Интернета