Как показывают факты, Гиппократ, скорее всего, не был автором известной клятвы, носящей его имя. Более того, современные врачи далеко не всегда соглашаются с первоначальной формулировкой этого древнего кодекса.
Известно ли, кто на самом деле написал эту клятву? Имеет ли она какое - либо значение для нас сегодня?
БЫЛ ЛИ ГИППОКРАТ АВТОРОМ КЛЯТВЫ?
Есть немало причин, побуждающих усомниться в том, что «Клятву» написал именно Гиппократ. Например, «Клятва» начинается с обращения к различным божествам. Однако считается, что Гиппократ был первым, кто поставил медицину на научные основы, отделив ее от религии. Как известно, он старался найти корень болезней не в сверхъестественных, а в физиологических причинах.
Следует также принять во внимание и тот факт, что некоторые действия, запрещенные «Клятвой», не противоречили медицинским стандартам времен Гиппократа. Например, аборт и самоубийство не осуждались законом и большинством религиозных канонов того времени. Тот, кто давал «Клятву», обязывался также избегать хирургического вмешательства. Однако описание хирургических приемов входит в «Сборник Гиппократа» — собрание медицинских трудов, которое часто приписывается Гиппократу и другим древним авторам.
Хотя споры по поводу авторства «Клятвы» не умолкают до сегодняшнего дня, ее, по всей видимости, писал все же не Гиппократ. Философия, отраженная в этом документе, скорее соответствует идеям пифагорейцев IV века до н. э., которые проповедовали святость жизни и слыли противниками хирургического вмешательства.
ТЕКСТ КЛЯТВЫ ГИППОКРАТА
(Перевод с древнегреческого В.И.Руднева)
Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:
«Считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и безо всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам,связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного средства. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему и дающему ложную клятву да будет обратное этому».
СПАД И ВОЗРОЖДЕНИЕ
Кто бы ни был автором «Клятвы», невозможно отрицать то огромное влияние, которое она оказала на западную медицину, в особенности на морально-этические нормы. Эта клятва была названа «венцом развития четких этических концепций в медицине», «основой основ во взаимоотношениях между врачом и пациентом в развитых странах» и «величайшей вехой профессиональной этики». В 1913 году знаменитый канадский врач Уильям Ослер сказал: «Сейчас уже не важно, относится ли „Клятва" ко времени Гиппократа или нет... На протяжении двадцати пяти столетий она служила руководящим принципом в медицине, и по сей день во многих университетах ее дают выпускники при получении диплома врача».
Тем не менее в начале XX века отношение к «Клятве» изменилось, что, возможно, было связано с многочисленными научными достижениями и открытиями того времени. С развитием рационализма «Клятва» могла казаться чем-то старомодным и изжившим себя. Однако, по мере того как развивалась наука, потребность в этическом руководстве не уменьшилась. Возможно, именно поэтому в последние десятилетия «Клятва» снова заняла достойное место в медицине.
Произнесение клятвы вновь стало частью торжественной церемонии при поступлении в высшие медицинские учреждения и при получении диплома. Согласно опросу за 1993 год, произнесение клятвы врача требовалось в 98 процентах американских и канадских медицинских университетах. Но лишь 24 процента университетов предъявляли такое требование в 1928 году. В Великобритании подобный опрос показал, что произнесение клятвы или декларации врача требуется примерно в 50 процентах университетов. В Австралии и Новой Зеландии число таких университетов также составило 50 процентов.
СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВРЕМЕНИ
На протяжении истории первоначальный вариант клятвы Гиппократа претерпел немало изменений; так, со временем она стала отражать некоторые взгляды, распространенные в христианстве. Иногда к имеющейся формулировке добавлялись новые требования, например, относительно больных чумой. А сравнительно недавно «Клятва» была приведена в соответствие с современными представлениями о медицине и этике.
Из многих современных формулировок были удалены идеи, не соответствующие нынешним медицинским стандартам, и, наоборот, к ним были добавлены те аспекты, без которых не обойтись в современном обществе. К примеру, уважение автономии пациента является сегодня основополагающим принципом в медицинской этике, однако этот принцип не находит отражения в античной медицине и, соответственно, не упоминается в клятве Гиппократа. В наше время идея о правах пациента занимает важное место во многих современных декларациях.
Изменились также и взаимоотношения между врачом и пациентом — сегодня все больше внимания уделяется таким понятиям, как информированное согласие пациента. Неудивительно, почему лишь сравнительно небольшое число медицинских учреждений пользуется первоначальным вариантом клятвы Гиппократа. Другие изменения, привнесенные в «Клятву», возможно, более необычны. В 1993 году лишь 43 процента формулировок, принятых в Соединенных Штатах и Канаде, содержали обещание врачей нести ответственность за свои действия; в большинстве же современных формулировок вопрос о наказании не оговаривался. Еще реже в тексте встречалось обращение к божеству, а также отказ производить эйтаназию и аборт; а обещание не вступать в половые отношения с пациентами присутствовало лишь в трех процентах всех деклараций.
ЗНАЧЕНИЕ КЛЯТВЫ
Несмотря на то что клятва Гиппократа претерпела множество изменений, принятие клятвы врача нередко имеет огромное значение для тех, кто посвящает свою жизнь благородным и высоконравственным идеалам. Как показал опрос 1993 года, в большинстве современных формулировок внимание главным образом обращается на обязательства, которые берет на себя будущий врач относительно своих пациентов, а также на обещание всегда действовать на благо больных. Принятие подобных обязательств подчеркивает важность морально-этических норм, которые лежат в основе профессии врача.
Вот что написал профессор Эдмонд Пеллегрино в «Медицинском журнале Австралии»: «Возможно, для многих сегодня медицинская клятва лишь осколок потрескавшейся древней реликвии. Однако довольно значительная часть этой реликвии все еще хранится в сознании врачей, как напоминание. Ведь отбросив ее, мы превратим медицину в коммерческое, индустриальное и пролетарское предприятие».
Вопрос о том, чем же руководствоваться будущим врачам: клятвой Гиппократа или основанными на ней современными декларациями,— скорее всего, так и останется темой научных споров. Однако ясно одно: благородный и жертвенный труд врачей заслуживает большого уважения.