Этци и его родственники

«Ледяной человек» был лыс и темнокож

Реконструкция внешнего вида Этци, которую в свете новых данных придётся скорректировать. (Фото: OetziTheIceman / Flickr.com

В 1991 году в тающем леднике Эцтальских Альп в Австрии нашли человеческую мумию возрастом около 5300 лет. Её стали звать Этци (по месту нахождения) или просто «ледяным человеком». Этци стал самой старой мумией в Европе, и его — а он оказался мужчиной — стали активно изучать. Исследователи, которые занимались Этци, постепенно сообщали нам, что у него были плохие зубы, что последнее, что он ел, было мясо козерога, и что на теле обнаружилось много ран — вероятно, он погиб в кровавой драке.

Дело дошло и до генома, который закончили читать к 2012 году. По ДНК выходило, что предки Этци — выходцы из Черноморско-Каспийской степи. Но до сих пор считалось, что выходцы из Черноморско-Каспийской степи появились в Европе на несколько сотен лет позже. В то же время при анализе генома стало ясно, что он сильно загрязнён современной ДНК. В то время методы чтения и анализа ДНК не позволяли достаточно точно отделить собственную ДНК Этци от примесей. Но такие методы вскоре появились, и вот сейчас в Cell Genomics вышла статья сотрудников Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка и Венского университета, описывающая уточнённый геном «ледяного человека». На 92% он состоит из ДНК выходцев из Анатолии, которые занимались там фермерством и которые около 8000 тыс. лет назад пришли в Европу. Остальные 8% принадлежат западноевропейским охотникам-собирателям. Скорее всего, пришельцы какое-то время общались с местными охотниками-собирателями, но потом замкнулись в своём сообществе, так что больше никаких охотничье-собирательских примесей в генах предков Этци не появлялось. Черноморско-Каспийский след из генома исчез, что вполне согласуется с тем, что людей оттуда во времена Этци в районе Альп ещё не было.

Изменения пришлось внести и во внешний вид «ледяного человека». Обычная реконструкция Этци делают его светлокожим, подобно современным коренным европейцам, и с приличной шапкой волос на голове. Однако гены говорят о том, что он должен был рано начать лысеть, а что до кожи, то она у него была тёмная. И это опять же согласуется с другими палеогенетическими данными, которые говорят о том, что кожа у древних европейцев начала сильно светлеть не раньше 3–4 тыс. лет назад. Кроме того, в генах Этци нашли предрасположенность к диабету и избыточному весу. Не факт, что на момент гибели у него был и диабет, и лишний жир, но, так или иначе, в новых реконструкциях облика Этци придётся сделать и тёмную кожу, и хотя бы частичную лысину.

этци мумия.jpg