Планетарный рециклинг

Сверхглубинные алмазы образовались из морских отложений

Кристалл алмаза в кимберлите – магматической горной породы. Фото: Géry PARENT, Wikimedia Commons.

Природные алмазы делят на несколько групп в зависимости от их «места рождения». Большая их часть образовалась в верхних слоях мантии на глубине от 150 до 300 километров, такие алмазы называются литосферными. Существует группа алмазов, формирующихся ещё глубже в недрах Земли  на глубинах уже от 400 до 600 километров, – они получили название сверхглубинных. Ещё одна группа алмазов – океаническая – образуется, как нетрудно догадаться, в океанической литосфере. Алмазы, образовавшиеся в разных областях недр нашей планеты, могут отличаться по источнику своего основного элемента – углерода. Углерод из минералов и углерод из органических остатков растений и животных имеет разный изотопный состав. Поэтому и алмазы, образовавшиеся из углерода из органических отложений, можно отличить по изотопному составу от алмазов из неорганического углерода.

Древние морские отложения, которые вместе с литосферной плитой погрузились на пару сотен километров, стали источником углерода, который под действием высокой температуры и высокого давления превратился в алмаз. И это видно по изотопному анализу углерода океанических алмазов. Как пишут в Scientific Reports исследователи из Школы наук о Земле и планетах Университета Кёртина, источником углерода для сверхглубинных континентальных алмазов, как и для океанических, тоже стали морские осадочные отложения. Сформировавшиеся на глубинах порядка 400 километров алмазные ядра из «органического» углерода были впоследствии подняты мантийными плюмами ближе к поверхности, где уже «обросли» неорганическим углеродом наподобие литосферных алмазов.