Космические сперматозоиды

Сперматозоидам космос нипочём

(Иллюстрация: cookelma / Depositphotos

Космическое излучение опасно для ДНК. На Земле мы более-менее защищены от него магнитным полем Земли и атмосферой, но чем дальше от Земли, тем больше возникает вопросов, как на космическое излучение отреагируют наши клетки. Например, насколько у космонавтов повышена вероятность злокачественных опухолей; или насколько безопасно в космосе заводить детей – ведь если радиация повредит ДНК половых клеток, дети могут сразу получить букет тяжёлых генетических болезней.

Исследователи из Университета Яманаси пишут в Science Advances, что по крайней мере за сперматозоиды в космосе можно не беспокоиться – в них никаких опасных мутаций не появляется. Для эксперимента у двенадцати самцов мышей брали семенную жидкость, лиофилизировали (то есть, грубо говоря, замораживали и высушивали) и отправляли на Международную космическую станцию (МКС) на несколько лет. Затем сперматозоиды возвращались на Землю, где ими оплодотворяли яйцеклетки, и оплодотворённые яйцеклетки вводили самкам мышей для вынашивания потомства. В итоге на свет появилось несколько сотен мышат, 240 – от сперматозоидов, которые провели на МКС три года, ещё 170 – от сперматозоидов, которые проведи на орбите шесть лет. ДНК таких мышат сравнивали с ДНК тех, которые родились от сперматозоидов, хранившихся в лиофилизированном виде на Земле. Оказалось, что генетически те и другие мышата не отличаются друг от друга – в том смысле, что у мышат от «космических» сперматозоидов не появилось никаких ужасных мутаций. Дети и внуки, которые появились у таких мышат, тоже были избавлены от генетических дефектов.

Иными словами, по крайней мере, на МКС с половыми клетками ничего страшного не происходит – опять же, по крайней мере, с мужскими половыми клетками. МКС, конечно, сама по себе защищена от космического излучения, плюс она всё-таки остаётся под прикрытием земного магнитного поля. Что происходит с ДНК на большем удалении от Земли (скажем во время межпланетного перелёта) – это вопрос для дальнейших исследований.