Переменная влажность

Марс высох не сразу

Селфи марсохода Кьюриосити, сделанное 16 марта 2021 г. (3060 марсианский день миссии). Фото: NASA/JPL-Caltech/MSSS

Пока все ждут полёта первого «марсокоптера» Ingenuity, «старый» трудяга – марсоход Кьюриосити – продолжает исследовать Красную планету и радовать нас не только новыми селфи, но и интересными научными результатами. Например, как пишут исследователи в журнале Geology, собранные этим марсоходом в кратере Гейла данные, помогли узнать больше о том, как Марс потерял свою воду.

Кратер Гейла – очень древний, образовавшийся после падения крупного астероида больше 3.5 миллиардов лет назад. Примерно в это же время (плюс-минус пару сотен миллионов лет), на Марсе ещё была гидросфера, а часть кратера находилась под водой. Это значит, в нём сохранилась история того драматического периода, когда Марс из пригодного для жизни мира превратился в безжизненную холодную пустыню. Изучив с помощью прибора ChemCam (этот инструмент позволяет дистанционно определять тип горной породы и получить некоторую информацию о её химическом составе) структуру осадочных пород в кратере Гейла, исследователи пришли к выводу, что климат на Марсе несколько раз менялся с более влажного на более сухой, прежде чем жидкая вода окончательно покинула Красную планету.