Антикомариная мята

Кошачья мята вызывает у комаров неприятный зуд

Кошачья мята не только привлекает котиков, но и отпугивает комаров. (Фото: HHelene / Depositphotos

В кошачьей мяте есть вещество непетолактон, которое действует на кошек как наркотик. При этом тот же непетолактон отпугивает насекомых: тля кошачью мяту избегает, а если помахать кошачьей мятой на комаров, они улетят. Исследователи из Лундского университета и Северо-западного университета пишут в Current Biology, как именно кошачья мята действует. Как у всех животных, у насекомых есть рецептор TRPA1. Нам он даёт ощущения зуда, жжения, жгучей боли: именно на рецептор TRPA1 действует приправа васаби и слезоточивый газ. И непетолактон тоже действует на TRPA1. Хотя рецептор отличается у разных животных, неприятные ощущения у него, по-видимому, у всех сходные. Поэтому кошачья мята не вызывает раздражения ни у нас, ни у кошек, но зато дрозофилы и комары стараются держаться от неё подальше. Если же насекомых лишить TRPA1, они перестанут обращать внимание на кошачью мяту. По словам авторов работы, экстракт кошачьей мяты отпугивает комаров так же, как известный репеллент диэтилтолуамид (ДЭТА). Возможно, непетолактон из кошачьей мяты станет более удачной альтернативой ДЭТА, который в определённых концентрациях может быть токсичным для рыб и других водных организмов.