Антибактериальные крылья

Насекомые убивают бактерий крыльями

Бактерия на наношипиках. (Фото: Bo Su, University of Bristol)

У некоторых насекомых – например, у цикад и стрекоз – на крыльях есть настоящее антибактериальное покрытие в виде крохотных нанопалочек-наношипиков. Бактерии, попав на эти наношипики, быстро погибают; однако почему они погибают, долгое время было не вполне понятно. Предполагалось, что шипики просто дырявят бактериальные клетки, наносят им физические повреждения, несовместимые с жизнью.

Однако, как утверждают исследователи из Бристольского университета, фокус тут в другом. В их статье в Nature Communications говорится, что хотя шипики и деформируют бактериальные клетки и проникают в них, на части они их не рвут. Но бактерии при этом перестают делиться, и в них резко повышается уровень реактивных форм кислорода – агрессивных молекул-окислителей; то есть бактерии гибнут от мощного окислительного стресса. Авторам работы удалось воспроизвести антибактериальные эффект крыльев насекомых на поверхности с наношипиками из титана – бактерии, упавшие на титановые шипики, тоже погибали. Возможно, в будущем такие антибактериальные покрытия с наноколючками появятся повсеместно, если удастся найти метод, который позволит делать их быстро и дёшево.