Возраст в крови

Возраст меняет кровь

Анализ крови может сказать о том, чем мы болеем или, например, чего нам не хватает в еде, и даже о том, сколько нам лет. Но если о каких-то болезнях нам могут рассказать всего лишь несколько молекул или разновидностей клеток, плавающих в крови, то для того, чтобы определить возраст, несколькими молекулами уже не обойдёшься.

Исследователи из Стэнфорда проанализировали около 3000 белков плазмы крови более чем у 4200 людей в возрасте от 18 до 95 лет. Из этих белков удалось выбрать 1379 тех, уровень которых заметно меняется с возрастом, и затем их число удалось уменьшить до 373, которых достаточно, чтобы оценить возраст человека. Имеется в виду, естественно, биологический возраст, и точность возрастного анализа крови сравнивали с другими методами, которые позволяют судить о биологическом возрасте. Притом не стоит думать, что эти 373 белка с возрастом плавно уменьшаются или плавно возрастают; в действительности очень многие из них остаются большую часть времени на одном уровне, и лишь по достижении какого-то возраста их содержание в крови вдруг резко меняется. В статье в Nature Medicine говорится, что в жизни у человека есть три точки, когда кровь меняется особенно сильно – это 34, 60 и 78 лет. Хотя белки крови анализировали у большого числа человек, авторы работы утверждают, что их метод позволяет достаточно точно определить года и у отдельно взятого человека – с точностью до трёх лет. При этом мужской возраст нужно учитывать несколько иначе, чем женский, потому что белки крови у мужчин и женщин с возрастом меняются неодинаково.