Робот против бактерий

Робот из наночастиц разрушает бактериальные биоплёнки

(Иллюстрация: G. Hwang et al., Science Robotics, 2019)

Чтобы защитить себя от неблагоприятных условий среды, бактерии формируют биопленки – сложные колонии на поверхности субстрата, в которых бактериальные клетки погружены в особое межклеточное вещество, или матрикс. Биопленки очень прочны и очень устойчивы к физическим и химическим воздействиям (так, устойчивость к антибиотикам и другим лекарственным препаратам может возрастать в 1000 раз). Исследователи из Пенсильванского университета предлагают использовать для разрушения биоплёнок робота, сделанного из магнитных наночастиц. Робот, названный CAR (то есть catalytic antimicrobial robot – каталитический антимикробный робот), несёт частицы оксида железа, которые катализируют химические реакции, генерирующие свободные радикалы – агрессивные молекулы-окислители. Свободные радикалы убивают бактерий и разрушают биоплёнку, причём остатки бактериального вещества можно убрать с помощью того же робота. Робот двигается, управляемый внешним магнитным полем – так, как это показано на gif’ке вверху. В статье в Science Robotics говорится, что такие роботы можно использовать на поверхностях довольно сложной формы, так что с и помощью в перспективе можно будет очищать от биоплёнок разные медицинские инструменты и даже зубы.