Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Вконтакт и дети

В соцсетях чаще говорят о сыновьях, чем о дочерях

Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали записи в социальной сети ВКонтакте у 635 000 пользователей из Санкт-Петербурга в возрасте от 18 до 50 лет. В записях речь шла о детях: большинство – о совместном досуге с детьми (27% сообщений), а также о достижениях и важных событиях в жизни детей (появление на свет, дни рождения и пр. – 19%); свыше четверти постов (26%) – признания в любви к своим детям. При этом оказалось, что сыновей в таких постах упоминают на 20% чаще, чем дочерей, и, как говорится в статье в PNAS, сыновей упоминают чаще и мужчины, и женщины. Авторы работы подсчитали, что на одну женщину в среднем приходится 2,3 поста о сыновьях и 2,1 сообщения о дочерях. На одного мужчину – в среднем 1,7 поста о сыновьях и 1,5 сообщения о дочерях. То есть главные герои родительских рассказов – это мальчики.

Исследователи также выяснили, что посты о сыновьях получают больше лайков примерно в 1,5 раза. Сообщение о дочерях, написанное матерью, в среднем получает 6,7 лайка от женщин, а от мужчин – 1,1 лайка. А материнский пост о сыновьях – 10,7 лайка от женщин и 1,8 лайка от мужчин. Сообщение отца о дочерях набирает 5,3 женских лайка и 2,6 мужских. Пост отца о сыновьях зарабатывает 6,7 женских лайка и 3,7 мужских. Видно, что женщины в целом чаще оценивают посты, причём женщины предпочитают женские посты, а мужчины – мужские. Но и те, и другие чаще одобряют посты с упоминанием сыновей.

Это невозможно объяснить исключительно соотношением полов при рождении: 1,06 – в России на 100 новорожденных девочек приходятся 106 новорожденных мальчиков. Значит, мы видим просто гендерные предпочтения родителей, для которых девочки менее значимы и заслуживают меньше внимания, чем мальчики. В свою очередь, соцсеть закрепляет этот эффект, убеждая пользователей в том, что так оно и есть на самом деле. (Было бы любопытно провести такой же анализ постов, сделанных жителями других стран и взятых из других соцсетей, например, Фейсбука или Инстаграма.)

С другой стороны, вспоминаются другие исследования, о которых мы также рассказывали. В одном речь шла о том, что молодые папы к младенцам-девочкам относятся с большим вниманием, чем к младенцам-мальчикам, в другом – что отцы с большей тщательностью выбирают подарки сыновьям, а матери – дочерям. Впрочем, одно дело – отношения внутри семьи, и другое – когда свою семью мы хотим продемонстрировать окружающему обществу со всеми гендерными установками, этому обществу присущими.

Статьи по теме