Тепловое вымирание

Акулу мегалодона убило потепление

Челюсть мегалодона в Балтиморском национальном аквариуме. (Фото: Serge Illaryonov / Wikipedia

Доисторическая акула мегалодон, которая в длину достигала 18 метров и зубы которой вырастали до 18 см, отчасти могла поддерживать постоянную температуру тела, подобно теплокровным животным. Это не такая уж невидаль, нынешняя белка акула и акула мако тоже так могут – их температура остаётся в районе от 20 до 30 ˚С, даже если вода вокруг заметно холоднее.

Однако мегалодон был заметно теплее. Исследователи из Университета Уильяма Патерсона сравнили содержание изотопов углерода и кислорода в зубах мегалодона и современных акул. По количеству изотопов в зубах можно понять, какая была температура тела у животного, когда у него росли зубы. Оказалось, что температура мегалодона была 35–40 ˚С – ровно такая же, как у современных китов.

Но такая теплокровность возникает благодаря более активному обмену веществ, а чтобы поддерживать такой обмен веществ, нужно больше есть. Поэтому, когда на Земле случилось очередное потепление и вся привычная еда мегалодона откочевала в более холодные воды, мегалодонам, как полагают авторы работы, пришлось вымирать: на новую пищу они переключиться не могли, а за ту немногочисленную добычу, к которой они привыкли, пришлось конкурировать с другими хищниками.