Супергну

Антилопы гну бегают на супермышцах

Антилопы гну, как и многие другие обитатели Африки, вынуждены регулярно предпринимать длиннейшие путешествия за водой и едой. Некоторые стада гну, чтобы найти новое пастбище, за раз преодолевают около 1900 км. Раньше считали, что антилопы в таком долгом пути просто должны регулярно останавливаться у водоёмов – особенно, если учесть, что путешествовать им приходится по африканской жаре. Однако не так давно оказалось, что гну могут безо всякой воды пройти целых пять дней подряд.

В недавней статье в Nature исследователи из Лондонского университета и их коллеги из Африки пишут, что такой выносливостью антилопы гну обязаны своим мышцам, которые работают у них намного эффективнее, чем у других животных. Как известно, любая мышечная работа выполняется на химическом топливе: чтобы сокращаться, мышечные клетки используют специальные высокоэнергетические молекулы. И обычно только около 25% этой энергии идёт на работу, остальное же рассеивается в тепло. Однако гну расходуют энергию намного более эффективно: на полезную работу у них уходит целых 62,6%. Любопытно, что единственные, кто может похвастаться более эффективными мышцами – это черепахи (речь идёт, конечно, о тех животных, которых на этот предмет специально изучали). И, коль скоро мышцы гну выделяют меньше тепла, они не так сильно разогреваются во время миграций, и им нужно не так много воды, чтобы охладиться – поэтому и пьют они реже.